Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

Семиотический статус «семейных вещей» В соответствии с семиотическим подходом, многие элементы материальной культуры могут функционировать как «вещи» в контексте производства, в быту и как «знаки», когда они попадают в контекст ритуала. Всю совокупность используемых человеком предметов условно разделяются на три группы: 1) вещи с постоянно высоким семиотическим статусом (маски, амулеты, обереги); 2) вещи с низким семиотическим статусом (хотя идентифицировать такие вещи трудно, так как практически любой предмет с доминирующей утилитарной функцией может использоваться в символических целях); 3) вещи, которые обладают как утилитарной, так и знаковой функцией (только они являются полноценными вещами) [Байбурин, 1996, с. 3]. Мы применили эту классификацию к вещам, которые функционируют в семейной культуре, предположив, что домашние и личные вещи также могут иметь высокий или низкий семейный статус под влиянием различных факторов. Любая вещь несет в себе разнообразную информацию: как и кем она была изготовлена, как ее приобрели, какой смысл она имеет в данной культуре, каким смыслом наделяется хозяином и другую. Вещи, как и люди, проживают социальную жизнь и имеют свою биографию. Описывать жизнь вещей как биографию предложили британские антропологи Архун Аппадурай и Игорь Копытофф. Общая идея заключается в том, что вещи представляют собой не только товар, они включены в социальную жизнь наряду с людьми и, более того, проживают ее, как и люди. Биография вещей может быть исследована как биография человека, то есть совокупность его жизненного опыта, изложенная в хронологическом порядке. Авторы предложили выделить три основных периода в биографии вещей: появление, функционирование и исчезновение. Биография вещей, таким образом, начинается с момента их производства. Первый контекст их использования, в общем, может быть назван контекстом первоначальных значений и первоначальных функций [Копытофф, 2006]. Появление предполагает исследование попадания вещи в пользование человека. Под анализом функционирования вещи понимается исследование практик, которые отражают процесс взаимодействия человека с предметами материальной культуры, или практик использования вещей. Анализ продолжительности жизни вещи связан с установлением срока длительности ее использования [Гурова, 2008]. Вещи нельзя изучать в отрыве от деятельности по их созданию, использованию и осмыслению, то есть вне контекста культуры, в которой они существуют. Вещь обладает памятью, которая накапливалась на протяжении всей ее биографии. После того, как вещь попадает в семью, она становится частью ее материальной культуры. Если эта вещь наделяется еще и дополнительными символическими функциями (например, становится семейной реликвией или любимой вещью одного из членов семьи), то ко всему прочему она оказывается частью семейного знания, истории и уже не просто существует в материально­ предметном пространстве семьи, но и включается в культуру мемориальную (о ней рассказывают, ее хранят и передают). Чем больше памяти аккумулирует в себе вещь, тем выше ее роль в семье. Понятно, что эту память хранят члены семьи. Если вещь используется, сохраняется и передается в семье на протяжении нескольких поколений, она 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz