Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

Итак, есть вещи, которые мы называем «семейными». Соответственно, есть и «несемейные» вещи, то есть все остальные, не связанные с семьей. Разберемся с данными понятиями. Под семейными вещами можно понимать весь материально-предметный мир, в который погружается семья. Он включает и мебель, и посуду и даже разные безделушки, то есть все те предметы, которые приобретались или изготавливались членами семейно-родственной группы и потребляются ею. Все остальные вещи можно условно обозначить как «производственные», «общественные» и т.п., что означает их функционирование вне сферы домашнего быта и в процессе жизнедеятельности сообществ иного типа и масштаба. Культурные аспекты функционирования вещей в семье разнообразны: вещи являются носителями и хранителями семейного знания, истории семьи; создают домашний уют; отражают «характер» и атмосферу семьи; служат показателями ее статуса, указывают на степень сплоченности и т.д. Ценность вещи для человека определяется как особенностями самой вещи, так и социально-демографическими, социально-психологическими характеристиками индивида, находящегося во взаимодействии с ней. При этом понятие «ценность вещей» включает различные проявления «неравнодушного» отношения к ним в повседневной жизни (желание хранить и накапливать вещи, заботиться о них, склонность испытывать дискомфорт при необходимости расстаться с вещами) [Тажидинова, б.г]. Понятно, что в семейный вещный мир входят не все предметы материальной культуры. Однако классифицировать их достаточно трудно, тем более, что мир вещей сегодня крайне нестабилен. Применительно к такому материалу, как вещи, которые все в целом находятся в состоянии непрерывной мутации и экспансии, любая такая классификация может показаться едва ли не столь же случайной, как алфавитный порядок [Бодрийяр, 2000]. Ниже мы попытаемся классифицировать семейные вещи хотя бы условно. Семиотическая классификация является функциональной, поскольку значения и статус вещи зависят от того, как используется данная вещь. Классификация построена на основе пилотажного эмпирического исследования, которое было проведено весной 2010 года. Было опрошено 15 жителей г. Апатиты методом полуструктурированного интервью. Анализ интервью позволяет проследить, как именно вещь, получая опору в мире социальных значений, становится «больше-чем-вещью». Типология опирается на высказывания информантов. Кроме того, мы использовали данные наблюдений в нескольких семьях и дополнительную информацию об истории семей. Вопросник был сориентирован на то, чтобы каждый информант выступал в качестве представителя семьи. Таким образом, интервью носили не автобиографический, а семейно-биографический характер. Представители семей отбирались без дополнительных критериев (кроме наличия семьи). Как следствие, семьи оказались разными по структурно-типологическим, этнокультурным и биографическим характеристикам. Среди них и переехавшие в г.Апатиты совсем недавно (6-10 лет назад), и такие, которые проживают здесь еще с тех пор, когда город только начинал строиться. Одни приехали на Кольский Север из разных регионов России, другие из стран бывшего СССР (Таджикистан, Узбекистан). 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz