Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

занятого в сфере науки, удельный вес затрат на науку в процентах к ВВП. Расчет показателя интеллектуального потенциала субъектов РФ позволяет сравнивать степень развитости интеллектуальной сферы различных регионов. По расчетам социологов, рейтинг интеллектуального потенциала Мурманской области на 2003 г. достаточно высок - 19 [Крутий, Лежнина, 2006, с.97]. Однако использование интеллектуального потенциала региона, несомненно, могло бы быть более эффективным при условии взаимодействия семьи и школы. В целом, проанализировав мнения и представления современных школьных педагогов, можно сказать, что на образовательную потребность и успешное обучение ребенка в школе существенное влияние оказывают такие компоненты семьи, как культурно-образовательный уровень родителей, ценностно-мотивационная направленность семьи, организационный компонент деятельности, материально-предметная база семьи. Оценивая эти составляющие, учителя составляют представление об относительном благополучии или неблагополучии конкретной семьи в отношении образовательного потенциала. Учителя уверены в том, что «благополучная» семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой другой социальный институт, поскольку тот не в состоянии составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. Тем не менее, учителя наблюдают тенденцию к увеличению числа семей неблагополучных, занимающих отстраненное положение по отношению к школе, отмечают повсеместное обращение к индивидуальным формам занятий (репетиторство). Нарастание негативных факторов может, по мнению педагогов, усложнить ситуацию в образовательной сфере. Кроме того во взаимоотношениях школы и семьи наблюдается тенденция к активному взаимодействию с семьей со стороны школы, однако формы и методы взаимодействия нуждаются в адаптации к современным общественным условиям и потребностям семьи. Контролировать ситуацию возможно благодаря грамотной политике государства в сфере образования, адекватному взаимодействию семьи и школы, формированию положительного общественного мнения по отношению к образовательной сфере. * * * Таким образом, проведенное исследование показало несоответствие образовательных потребностей семей и современной школы, остроту социальных проблем, касающихся взаимодействия этих двух социальных институтов. Вместе с тем, материал регионального исследования и данные статистики доказывают, что культурно-образовательный потенциал у современной семьи достаточно высок, и более продуктивное взаимодействие с образовательными учреждениями, поиск новых форм такого взаимодействия могут способствовать тому, что процесс образования и воспитания подрастающего поколения станет более эффективным. Литература 1. Афанасьева Е.С. Учительский ребенок: проблема идентичности. ПетрГУ, 2006. 72 с. 2. Гайсина Г.Н. Образование как социокультурный феномен. Уфа, 2000. 148 с. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz