Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

образования, которым обладает семья, а нравственно-этический уровень культуры семьи. Семьи с высоким этическим уровнем более организованны, проявляют внимание к учебе ребенка, имеют интерес к какой-либо сфере деятельности, возможность вовремя отреагировать на образовательные проблемы и решать их. Такие семьи заинтересованы в образовании ребенка, в контакте с опытным педагогом. Респонденты подчеркивают, что семья, имеющая высокий культурно-образовательный уровень, имеет и адекватную модель поведения при взаимодействии со школой. Представляется, что данная позиция в латентной форме также проясняет проблему взаимодействия педагога и семьи. Анализ мнений педагогов о современной семье дает основания полагать, что в большинстве случаев важным фактором обучения выступает образовательный потенциал семьи. Несмотря на ряд негативных оценок взаимодействия семьи и школы, среди учителей преобладает мнение о том, что в нашем регионе достаточно высок общий уровень образовательной подготовки выпускников. В качестве причины подобного явления респонденты называли различные факторы: 1. Основным фактором является сильный педагогический коллектив. Это заслуга школы, прежде всего. Уучителей еще старое «советское» отношение к своим обязанностям (Ж., 1969 г.р.). 2. Основополагающим обстоятельством считается неразвитость на Севере материальных (коррупционных) отношений в сфере образования. По мнению педагогов, это заставляет включаться в общепринятую «систему координат» даже те семьи, которые рассматривают образование скорее как материальную ценность. В высказываниях респондентов прослеживается четкое противопоставление «честного» Севера «коррупционному» Югу. Для нас [имеется в виду региональная принадлежность - К.К.] образование - это ценность духовная, а не материальная. Система оценок не зависит пока от материального фактора, а система учитель- ученик-родительработает в едином махе (Ж., 1974 г.р.). 3. Культурно-образовательный уровень жителей города также имеет значение. Потенциал интеллектуальный есть, все-таки наш Кольский научный центр притягивал к себе людей определенного образования. Город то достаточно молодой. Это нанесло своеобразный хороший отпечато (Ж., 1969 г.р.). Таким образом, в обобщенном смысле, респонденты апеллируют к особому менталитету, характеризующему социокультурное пространство региона. Он включает особое мировоззрение и особую позицию в социальных взаимодействиях, а также подразумевает достаточно высокий культурно­ образовательный уровень населения. В социологической науке принято понятие «интеллектуальный потенциал», под которым понимается способность системы (государства, региона, организации) к нахождению уникальных решений для достижения значимых результатов в области науки, техники, технологии, в духовно­ нравственной сфере [Крутий, Лежнина, 2006, с.97]. Факторы, влияющие на уровень интеллектуального потенциала, различны: это уровень общей образованности всего занятого населения, удельный вес в населении студенчества, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес персонала, 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz