Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

«экспертов» в образовании, что может являться причиной разного рода конфликтов и противоречий между семьей и школой. Немаловажным компонентом на сегодняшний день выступает и материально-предметная база семьи, которая, с одной стороны, может способствовать расширению образовательных возможностей, что расценивается положительно, с другой стороны, заменять собой мотивационный компонент в образовании, и уже эта сторона дела определяется педагогами как сугубо негативная. Необходимо отметить, что рассуждая о современной ситуации, респонденты обращались к опыту школы советского периода, когда все семьи делились строго по профессиональной принадлежности родителей (и то это делать было не принято). Но и образование родителей не оказывало особого влияния на процесс обучения. Школа брала на себя как образовательные, так и воспитательные функции. Кроме того, особая идеология и большое количество внешкольных организаций и кружков давали возможность ребенку проявить свои способности. В современной ситуации, считают учителя, качественная характеристика семьи определяет ее воспитательный и образовательный потенциал. Кроме того, от типа семьи зависит и модель взаимодействия с образовательным учреждением и педагогическим коллективом. Подводя итог, можно выделить три группы факторов, оказывающих, по мнению, учителей, влияние на образовательную стратегию семьи: 1. Социальная микросреда семьи, которая включает социальное положение родителей, состав семьи, материальные факторы, характер семейных отношений, базовым является участие/неучастие родителей в жизни ребенка 2. Семейное воспитание (то есть семья выступает основным фактором в воспитании ребенка) 3. Характер взаимодействия с образовательным учреждением, который может определяться полярными позициями: от тесного взаимодействия со школой до отстранения школы от процесса образования (одним из способов является семейное образование). Учителя, определяя образовательный потенциал семьи, опирались на следующие показатели: уровень образования родителей, состав семьи, благополучный или неблагополучный морально-психологический климат, материальная обеспеченность. В ходе исследования респонденты, определяя базовые с точки зрения педагога характеристики семей, давали свои классификации семей, основанные на личностной позиции педагога. Для одних респондентов основным критерием выступает процесс коммуникации семьи и учителя. С этой точки зрения, есть родители, не принимающие сторону учителя, и «доброжелательные» родители, легко идущие на контакт. Как в первой, так и во второй категории родителей могут быть дети успешные и неуспешные в образовании. На наш взгляд, такая оценка современной семьи связана с личностной позицией молодого учителя, для которого на данном этапе работы важно признание родительского коллектива. Для учителя имеет значение не уровень педагогической культуры или образование, которым обладают родители, а то, какую позицию они занимают по отношению к школе и учителю. Чаще педагоги, особенно гуманитарного профиля, условно выделяют семьи, основываясь на их культурно-образовательном уровне. Причем для педагога как профессионала в своей сфере важен, прежде всего, не уровень 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz