Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))
родителей не является определяющей в формировании образовательной стратегии семьи. Тем не менее, в ходе исследования была выявлена интересная закономерность, если учителя начальной школы отмечают, что профессиональная принадлежность родителей в меньшей степени сказывается на особенностях воспитания и образования детей, то учителя среднего звена утверждают, что по ученикам легко можно определить профессиональную принадлежность родителей. Причина этого заключается, по их мнению, в том, что подростки осознанно или бессознательно отождествляют себя с социальным статусом родителей, особенно если этот статус достаточно высок. Более показательным фактором в формировании образовательных стратегий родителей является, по мнению учителей, уровень их образования. Дети, чьи родители имеют высшее образование, в большей степени владеют культурой общения, имеют в среднем хороший уровень успеваемости (часто обусловленную социально-экономическими возможностями их родителей), определенно высокий социальный статус в структуре класса, что часто предопределяет меньшие затруднения в общении с учителем. Кроме того, такие семьи способны обеспечить организационную, эмоциональную поддержку в обучении, готовы (непосредственно или опосредованно) участвовать в образовании собственного ребенка. Высокий образовательный потенциал семьи формируется не одним поколением, поэтому можно говорить не только об уровне образования, но и о культурно-образовательном уровне семьи. Среди семей, которые оцениваются респондентами как имеющие высокий культурно-образовательный уровень, выделяются учительские семьи. Учительский ребенок, по мнению большинства опрошенных, имеет особые морально-нравственные принципы и старается их придерживаться, не отступать от них. В равной мере подчеркивается в детях учителей, с одной стороны, большее послушание, старательность и аккуратность, с другой стороны, большая самостоятельность. Убеждены респонденты и в порядочности учительских детей. Все эти черты характера, по мнению респондентов, передаются им от родителей-учителей. Проведенные исследования показывают, что в отношении «учительского воспитания» существует особая система представлений как у самих учителей, так и людей, не имеющих отношения к данной профессии [Афанасьева, 2006, с.72]. Фактором, влияющим на уровень знания и модели поведения учительских детей, является заинтересованность родителей - учителей и других учителей в их обучении и воспитании. Родители прививают особые стили поведения, нравственные и этические принципы, строго контролируют учебную и повседневную деятельность своих детей. Таким образом, основной составляющей образовательной стратегии в «учительских семьях», как и в других семьях, выступает ценностный компонент, который представляет собой совокупность приоритетов семьи в жизни, деятельности и отношениях [Казакова, 2009, с.65]. Кроме того, высоким культурно образовательным уровнем отличаются и «академические семьи». Хотя если 10-15 лет назад можно было выделить подобную категорию родителей, то сейчас понятие «академическая семья» становится, по наблюдениям педагогов, все более размытым. В таких семьях, как правило, сильны мотивация к обучению у детей и контроль со стороны родителей. Тем не менее, среди данной категории семей встречаются такие, которые претендуют на роль 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz