Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

современной семьи, которые, по мнению педагогов, являлись бы определяющими для формирования образовательной стратегии, а соответственно и определяли бы характер взаимодействия с образовательным учреждением. Что касается сотрудничества с семьей в решении задач образовательного процесса, то учителя признают, что большая часть усилий педагога отдается семьям «проблемных» учеников. Эта работа, как сетуют педагоги, остается неоцененной, поскольку не находит поддержки со стороны семьи таких учеников. «Проблемные» семьи учителями классифицируются неоднозначно. Прежде всего, в эту категорию попадают неблагополучные семьи, малообеспеченные, опекаемые. Согласно законодательству, вся социальная защита неблагополучных детей ложится на плечи классного руководителя. Кроме того, в современной ситуации к проблемным учителя относят «конфликтные» семьи, которые не в состоянии выстроить взаимоотношения с педагогом по причине своей педагогической некомпетентности. Если по отношению к проблемным семьям в советской педагогике, так или иначе, был выработан определенный подход и описан опыт деятельности, то в современных условиях гуманизации образования методы работы с такими семьями являются, по мнению учителей, неэффективными. Учителя отмечают, что стало труднее работать, так как надо быть не только специалистом в своей области, методистом, но и хорошим психологом, чтобы найти подход не только к детям, но и к родителям, найти нужные слова, чтобы объяснить то, что необходимо. Вместе с тем, среди «проблемных» семей есть такие, которые безоговорочно принимают позицию учителя и пытаются исправить ситуацию, и такие, которые равнодушны к его требованиям. Категория «благополучных семей» объединяется по формальному признаку, однако, по мнению учителей, она, как и категория «проблемных семей», разнородна по своим качественным характеристикам. Благополучные семьи объединяют чисто внешние критерии. Для меня благополучная семья - та, которая участвует пусть даже не класса, а в школьной жизни своего ребенка. А у благополучных родителей - успешные дети (Ж., 1965 г.р.); основным критерием благополучности является заинтересованность родителей, которая определяет их позицию. Чаще она преобладает у благополучных семей, для которых образование - это ценность (Ж., 1969 г. р.); Для меня благополучная семья та, в которой дети не сорняк, там, где ребенком интересуются, и где понятие школа достаточно важное. Там, где родители воспитанные люди (Ж., 1974 г .р.). Таким образом, учителя и оценивают семью по формальным признакам, и рассматривают ее как особое образовательное пространство. В семье, как в любой образовательной среде, присутствует ценностная основа, то есть перечень жизненных приоритетов [Грибоедова, 2006, с.27]. Как показало исследование, для педагогов ценностный компонент образовательной стратегии семьи является определяющим тогда, когда ценностью ставится гармоничное развитие ребенка. К формальным признакам «благополучной» или «проблемной» семьи относят, прежде всего, социальный статус родителей и материальную обеспеченность семьи. Как отмечают респонденты, в современном обществе в эпоху сложных экономических процессов профессиональная принадлежность 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz