Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))
воспитателями. Учителя отмечают, что родители или игнорируют рекомендации учителя, или занимают «оборонительную» позицию,. не допуская вмешательство школы в процесс семейного воспитания. Таким образом, диалога между учителями и родителями, который бы способствовал учебному сотрудничеству, пока не складывается. В то же время процесс выстраивания отношений между семьей и школой усложняется тем обстоятельством, что уровень доверия родителей к различным социальным институтам и готовность сотрудничать с ними невелики. Вместе с тем, педагоги признают, что эффективность сотрудничества семьи и школы определяется не столько позицией родителей, сколько позицией учителя, который являясь профессионалом способен или не способен призвать семью к диалогу со школой. Таким образом, налицо противоречивые оценки педагогов, которые с одной стороны говорят об отстраненной позиции ряда семей по отношению к школе, с другой признают, что опытный педагог способен наладить контакт с любой семьей. В целом, процесс взаимодействия семьи и школы, по оценкам респондентов, оказывается вынужденным. Учителя обязаны заниматься воспитательной работой, которая пока не воспринимается семьей, так как вне тесной связи с ней не может дать какие-либо результаты. Так и родители, обращаясь к образовательному учреждению, подчас с недоверием относятся к содержанию, формам и методам образовательной работы, прибегая к услугам репетиторов и изыскивая дополнительные возможности для образования детей. Таким образом, школа утрачивает исключительный статус, становясь в ряд с другими поставщиками «образовательных услуг». Кроме того, модель отношений между семьей и школой все более приближается к «рыночным», где семья выступает в роли заказчика. Тенденция к формализации отношений между семьей и школой, по мнению педагогов, с каждым годом усугубляется. Нагрузка на учителей смещается с собственно обучения к бумажной работе иногда с нелепыми требованиями (Ж., 1981г.р.); Сейчас бумаги, конкурсы, аттестация важнее личности самого учителя. Это пример прогрессирующей бюрократизации системы образования (Ж., 1969 г.р.). Формализуются не только отношения между учителями и администрацией школы, формализация касается и процесса получения знаний, и процесса их проверки, считают учителя, подразумевая не в последнюю очередь введение ЕГЭ. С другой стороны, они подчеркивают, что реформа, начатая в системе образования, отвечает современным требованиям общества, когда школьники должны получить определенный объем знаний, а школа выполнить государственный заказ. В связи с этим, отмечают некоторые респонденты, понятие «добротности» обучения в настоящее время сильно девальвируется. Современные семьи глазами учителей Обобщая свои представления о современном процессе взаимодействии семьи и школы, респонденты высказывали мнения о тенденциях современной ситуации и невольно создавали обобщенный портрет современных родителей и современной семьи. Естественно, что современная семья разнолика, и образовательные стратегии семьи зависят от ее особенностей. Задачи исследования определили необходимость классификации тех особенностей 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz