Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))
поводов для конфликтов, соответственно, больше открытости и доверия в отношениях. Если и есть потребительская позиция у родителей - то их меньшинство. В начальной школе достаточно большая группа заинтересованных родителей. (Ж., 1969 г.р.). Учителя начальных классов отмечают, что родители не только поддерживают педагога, помогая ему в организации внеклассных мероприятий, но и берут на себя инициативу в организации подобных мероприятий. Начиная с 5-го класса, как говорят учителя образовательных учреждений, родители перестают интересоваться и успехами, и неудачами своих детей, полагаясь на их «самостоятельность» и «взрослость», а также перестают активно контактировать со школой, занимая в основном попустительскую, потребительскую позицию. Я бы сказала, что да, родители занимают пассивную позицию в отношении сотрудничества со школой (Ж., 1984 г.р.); Никакая позиция у родителей ... в школу не дозваться, детей как чемоданы сдали (Ж., 1965 г.р.); Уродителей позиция такая: делайте, что хотите, только нас не трогайте (Ж., 1965 г.р.). Под активностью родителей учителя понимают участие семьи в жизни школы. Учителя говорят о том, что в их обязанности входит проведение регулярного мониторинга удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в классе, т.е. по сути, работой классного руководителя, тогда как мнение педагогов об активности родителей не учитывается. Главная помощь педагогу со стороны родителей - организация внеклассных мероприятий, т.е. участие в воспитательной работе в классе. В советской школе родители сами проявляли инициативу, отмечают учителя, а в настоящее время даже инициативу учителей не всегда хотят поддержать. Причина этого видится в том, что школа для современной семьи, прежде всего, выполняет функцию образования. Таким образом, большая часть родителей видит в школе структуру, должную обеспечить успешность их детей после окончания общеобразовательной школы, прежде всего в плане обеспечения непрерывного образования. Тем самым развивающие, социализирующие задачи, как родителями, так и учениками, отодвигаются на второй план. Именно по этой причине внеклассная воспитательная работа в школе не находит должного отклика у родителей и перетекает в плоскость информационно-организационной работы с учащимися и родителями. Таким образом, налицо довольно размытое представление о целях и задачах воспитательной работы в школе как со стороны учителей, так и со стороны родителей. Учителя отмечают, что, возможно, педагоги в некоторых ситуациях сами не проявляют активности в привлечении родителей к участию в школьной жизни. Но все без исключения респонденты отмечают, что в современной школе существует тенденция к отстраненному взаимодействию родителей и учителей (порой опосредованному), к индивидуализации ситуации общения между участниками образовательного процесса. В современной школе кроме ставших уже традиционными форм работы с родителями существует и относительно новая форма: психолого педагогические консультации семьи. Учителей обязывают совершать педагогическое просвещение родителей, которое обычно проходит в форме сообщения информации, которая бы помогла родителям стать компетентными 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz