Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

Реформы образования существенно отразились на настроении и условиях работы отечественного учительства. И здесь становятся значимыми целый ряд показателей, определяющих кризис школьного образования: самоустранение семьи от воспитания детей, низкий престиж учительской профессии, неготовность родителей и детей к изменению школы, слабая правовая защищенность системы образования и др., - которые оказываются весьма устойчивыми. Процесс взаимодействия семьи и школы Изменение в отношениях семьи и школы приводит и к трансформации форм взаимодействия. Методы работы с родителями, которые практиковались в советской школе, малоэффективны в современной ситуации. В настоящее время для педагога сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Каждый классный руководитель в начале учебного года проводит социальное обследование по определению социального статуса и микроклимата семей учеников его класса. При изучении семьи педагог обращает внимание на сведения обо всех членах семьи, чтобы определить приоритетное влияние на ребенка, жилищные условия и материальную обеспеченность, оценивает интерес к делам школы со стороны родителей, а также образовательные возможности семьи (уровень педагогической культуры). Кроме формального анкетирования в профессиональном сообществе педагогов существует практика обмена данными о семье на этапе перехода класса из начального звена в среднее, а затем в старшее. Эта практика характеристики семьи ученика была обязательна в советской школе, однако, она могла привести к определенным штампам восприятия и связанного с ним отношения к тому или иному ученику и его родителям. Как правило, на сегодняшний день учитель выстраивает собственное мнение и представление о семьях учащихся и о классе как особом коллективе, в целом. Сведения о семье помогают учителю получить первичное представление о семьях учеников. Учителя уверены, что на социализирующую, воспитательную функцию семьи оказывает влияние ряд факторов: социальное положение; материальное положение; образование родителей; эмоционально­ нравственная атмосфера в семье, в том числе мировоззрение и ценности. Вся работа школы с семьей делится на две основные формы взаимодействия: коллективную и индивидуальную. К коллективным формам относятся родительские собрания и педагогические лектории, касающиеся воспитательной работы в школе. Учителя сходятся во мнении, что коллективные формы взаимодействия изживают себя, тогда как все больше развиваются индивидуальные отношения учителя и семьи. Учителя отмечают, что на сегодняшний день отношение родителей к школе и к учителю, а соответственно и сам процесс взаимодействия достаточно вариативен и не укладывается в какую-либо заданную схему. Однако в ходе интервьюирования наметилось несколько векторов, характеризующих данное взаимодействие. Как показало исследование, характер взаимодействия родителей и учителей определяется, прежде всего, возрастом ученика. Оценка родительской активности учителями начального, среднего и старшего звена значительно отличается. Чем младше ребенок, тем более «податливы» и «контактны» родители, и тем меньше в целом 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz