Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

Учителя отмечают, что общество в лице родителей сегодня предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, требует иных подходов в формировании отношений между детьми, учениками и родителями. В основе отношений лежит личностный подход к ребенку, защита его прав. В то же время в современной ситуации, когда образование становится неоспоримой ценностью, со стороны родителей предъявляются высокие требования к профессиональной специализации учителя, выполнения им своих должностных обязанностей. Между тем, многие родители, апеллируя к собственным правам, о которых уже упоминалось выше, забывают о своих обязанностях, по мнению учителей. Утверждение о потребительской позиции многих современных родителей присутствует как рефрен в высказываниях большинства респондентов: Прав много знают, но обязанности свои не выполняют! (Ж., 1984 г.р.); Современные родители - потребители (Ж., 1969 г.р.); Дети - самоуверенные. Это тоже планка самооценки. Родители амбициозные (Ж., 1954 г. р.); Родители. каждый своего ребенка считает талантливым. И требует, считает, что школа недооценивает его ребенка, и поэтому такого [имеется в виду советская школа] душевного расположения к школе - нет (Ж., 1939 г.р.). Наряду с высокими требованиями к школе, родители, по мнению учителей, подчас не выполняют своих обязательств. Кроме того, как отмечают педагоги, в сложившейся ситуации учителя не имеют каких-либо рычагов воздействия на семью. Есть родители, которые, приводя ребенка в школу, по сути, перекладывают заботу о нем на учителей. Таким образом, ответственность семьи за своего ребенка является лишь декларативной. Что касается учителя, то он в связи с переходом на новый стандарт образования должен отвечать довольно высоким требованиям, и контроль за образовательными учреждениями и учителями персонально со стороны государства достаточно строгий. Учителя отмечают, что семья не готова к партнерским отношениям со школой, нет механизмов, позволяющих вовлечь семью в школьную жизнь. Лишь немногие семьи готовы к сотрудничеству со школой. Современные социологические исследования показывают, что регистрируемый уровень конфликтности между родителями и педагогическим коллективом в настоящее время достаточно высок. Большинство конфликтов между учителями- предметниками и родителями происходят сегодня по причине общей невысокой эффективности текущего учебного процесса, отсутствия взаимопонимания, предвзятого отношения учителей к учащимся [Данзаров, 2008, с.103-106]. Во многом, причина подобной ситуации, по мнению учителей, кроется в низком социальном статусе учителя в современном обществе. Учителя со стажем отмечают, что в советской школе родители были «более благосклонны к профессии учителя». Сейчас авторитет профессии учителя в обществе потерян, отсюда во многом, по мнению учителей, и непонимание между семьей и школой. Статус да, мне кажется, что раньше статус учителя был намного выше, чем сейчас. И это не только от нас зависит, но и от родителей, и от общества в котором мы живём (Ж., 1960 г.р.); Сейчасучителя не являются авторитетом передродителями (Ж., 1950 г.р.) 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz