Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

в представлении педагогов существует разграничение функций двух социальных институтов, семьи и школы. Воспитание дается в семье. Школа дает образование (Ж.,1950 г.р.); Учить ребенка легче там, где есть контроль в семье (Ж., 1974 г.р.); Нам ведь какая нужна поддержка ... чтобы они занимались воспитанием своего ребенка, вот их основная задача, больше ничего и не нужно (Ж., 1969 г.р.). Респонденты констатируют, что в советской школе модель взаимодействия между семьей и школой была несколько иная. Школа выполняла не только образовательную, но и воспитательную функцию. Вклад в образование, да, это была заслуга только учителей. Родители мало кто могли помогать в учебе. Собственно и воспитывала тоже школа. Воспитывала в плане дружбы, любви к Отечеству. Ну и задуматься о профессии, как важно профессию выбрать, все это делала школа (Ж., 1939 г.р.). Советская школа применительно к своим годам была очень эффективна, потому что она воспитывала человека в определенной идеологии, с определенными ценностями и нормативными рамками. Изменив как идеологические ценности, так и парадигму образовательного процесса, современное общество не выработало механизмов социального взаимодействия между школой и семьей в процессе воспитания подрастающего поколения, считают учителя. В ходе исследования была высказана и крайняя точка зрения о том, что школа должна заниматься только образовательной деятельностью. Сейчас семья не занимается воспитанием, а занимается зарабатыванием денег (Ж., 1950 г.р.); Просто у родителей (.) меньше стало времени на собственных детей! (Ж., 1960 г.р.); Родители пытаются свои проблемы в воспитании переложить на наши плечи (Ж., 1965 г.р.); Ряд респондентов высказывали мнение о том, что проблема воспитания - это не столько проблема современной семьи, сколько современного общества и государства, поскольку в настоящий момент понятие воспитанности не культивируется на идеологическом уровне, напротив, в средствах массовой информации скрыто пропагандируется девиантная модель поведения. В настоящий момент социальное партнерство школы и семьи в сфере воспитания, как отмечают социальные педагоги, имеет скорее формально-принудительную форму [Кожурова, 2009, с.88] Учителя в современном обществе перестают играть роль носителей культурных традиций и приоритетных ценностей. Многие учителя отмечают, что те идеалы, которые проповедовались в «советской» школе на сегодняшний день остаются не востребованными. Таким образом, анализ мнений и представлений педагогов о современной семье дает основания полагать, что для педагога существует явное разделение функций семьи и школы: функция образования - в смысле предоставления доступа к знаниям и оказания помощи в их освоении - большей частью лежит на школе; функция формирования личности (нравственности, характера, выражающихся в личностной культуре поведения в обществе, в отношении человека к другим людям) большей частью лежит на семье. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz