Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

образовательного учреждения представляет собой коллектив людей, объединенный общей профессиональной целью. Именно эта группа находится в коммуникации с семьями учеников. Процесс взаимодействия образовательного учреждения и семьи довольно сложен, вариативен и имеет как нормативный (обязательный) уровень отношений, так и специфический, который может зависеть от региональной специфики, особенностей образовательного учреждения, личностных качеств участников взаимодействия. Нормы социальных отношений между семьей и школой регламентируются законодательно. Между семьей и образовательным учреждением устанавливаются юридические отношения, обязательства сторон фиксируются договором, в котором прописываются обязательства и права сторон. Образовательное учреждение обязуется создать благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального развития личности учащегося, а также предоставляет родителям возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, итогами успеваемости. Таким образом, родителям предоставляется возможность контроля за учебным процессом, право вносить предложения, касающиеся изменений образовательного процесса, а также право обращаться к администрации образовательного учреждения в случае несогласия с действиями учителя или классного руководителя. Наряду с правами родителей в законодательстве прописаны и обязанности семьи по отношению к образовательному учреждению. Так в соответствии со статьей 63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей» Семейного кодекса родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей [Семейный кодекс ст.63]. Закон «Об образовании» фиксирует, что родители обязаны создать условия для получения детьми среднего (полного) общего образования [Закон «Об образовании]. Более детализировано обязанности родителей прописаны в договоре, которые заключается между школой и родителями (законными представителями). В частности оговаривается, что родители обязаны обеспечить учащегося необходимыми учебными материалами, а также совместно с образовательным учреждением контролировать обучение ребенка [Образец типового договора гимназии № 1 г.Апатиты]. Таким образом, законодательно за семьей закреплены как широкие права, так и обязанности по отношению к образованию детей. Законодательная база [Концепция модернизации российского образования до 2010г.; Закон РФ «Об образовании»] признает семью главным социальным институтом, имеющим приоритет в воспитании и образовании детей. Исследование показало, что подобное убеждение присутствует у большинства педагогов. Семья - это вот основа. Это мое глубокое убеждение, что семья - прежде всего - (Ж., 1954 г.р.) Все в ребенке закладывается в семье (Ж., 1950 г.р.) Все [развитие ребенка - К.К.]зависит от внутренней позиции каждой семьи (Ж., 1969г.р.) Учителя сходятся во мнении, что основа воспитания и образования ребенка закладывается в семье. Анализ мнений педагогов о состоянии современной семьи дает основания полагать, что приоритетной задачей семьи для педагогов является прежде всего функция воспитания. Таким образом, 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz