Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

Семья и школа: права и обязанности В настоящее время в российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе, гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. Как социальная система семья имеет черты социального института и одновременно малой социальной группы [Карасева, 2003, с.10]. Семья самым тесным образом связана со всеми без исключения компонентами материальной и духовной жизни общества. Являясь социальным образованием, семья имеет определенные социальные функции, которые являются отражением как общественных потребностей в ее жизнедеятельности, так и индивидуальных потребностей членов семейной группы [Карасева, 2003, с.12]. Семья имеет приоритет перед любыми другими общественными институтами и обладает огромными возможностями в формировании личности. Ведущими факторами в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль жизни. Под этими понятиями обычно подразумеваются социальные установки и систему ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и с окружающими людьми, семейные традиции, культуру родителей, их умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка и целям его воспитания. В то же время следует признать, что реализация образовательной функции семьи во многом зависит от ряда социальных условий. Так, на практике право на образование вряд ли может быть в полной мере реализовано без определенной социальной инфраструктуры, которой в данном случае является система образования, призванная обеспечить образовательный процесс, а также аттестацию и подтверждение полученного образовательного результата. Таким образом, в подавляющем большинстве случаев право на образование реализуется семьей посредством установления отношений с образовательными учреждениями (организациями). Право на образование относится к совокупности основных прав и свобод человека. В Российской Федерации образование «осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права», - заявлено в преамбуле Закона Российской Федерации «Об образовании» [Закон «Об образовании]. Этот Закон является основным нормативным актом, определяющим политику российского государства в области образования, регламентирующим ключевые моменты образовательного процесса, а также построение системы образования и системы управления образованием. Право на образование, отмечают исследователи правовых основ образования, в определенном отношении можно отнести к «коллективным» правам, поскольку индивидуальное право каждого человека на образование, направленное на развитие личности, осуществляется преимущественно в коллективных формах с участием разного рода формальных и неформальных объединений людей, сплоченных общими интересами [Спасская, 2007, с.41]. Поступая в образовательное учреждение любой организационно-правовой формы и любого уровня, человек вступает в коллектив людей, целью которых является получение образования. Точно также педагогический состав 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz