Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))
analysis of teachers' opinions about modern families and their educational resources. Besides, special features of communications between parents and teachers in the present situation are considered. The analysis of empirical data has allowed to reveal factors which are determined modern family's educational potential. Key words: education, school, family, educational tactics, status o f teachers, fam ily’s educational potential, cultural and educational level, social microenvironment «Образование - это то, что остается у человека после того, как он забыл все, чему его учили в школе» (А. Эйнштейн). Представленная работа является продолжением исследования, посвященного семейным образовательным стратегиям. Понятие образовательной стратегии семьи, взятое за основу исследования, позволяет, на наш взгляд, рассмотреть все процессы, связанные с воспитанием и обучением ребенка. На первом этапе данного исследования была предпринята попытка исследовать позицию семей по отношению к системе образования, выявить представления родителей о целях и задачах школьного образования, его качестве, рассмотреть формы и методы взаимодействия семьи и школы на современном этапе. В настоящем исследовании основное внимание сосредоточено на анализе мнений и представлений педагогов об образовательных стратегиях семей. В данной статье рассматриваются лишь некоторые аспекты, связанные с представлениями учителей о семье и ее образовательных возможностях, а также об особенностях взаимодействия семьи и школы на современном этапе. Исследование представлений педагогов о моделях взаимодействия с разными типами семей до сих пор не являлось предметом специальных исследований. В основном, современные социологические исследования нацелены на изучение представлений родителей о современной школе [Данзаров, 2008] или образовательных возможностей современной семьи [Грибоедова, 2006]. Педагоги сосредоточены главным образом на поиске новых форм взаимодействия семьи и школы [Маломоркина, 2004; Карасева, 2003], внедряя педагогические новации с целью совершенствования квалификации педагогических кадров. Наше исследование построено на изучении мнений и представлений педагогов, полученных с помощью полуформализованных интервью учителей, проведенных в образовательных школах г. Апатиты. Нами опрашивались учителя, которые в настоящее время работают в школе и/или занимаются репетиторством. Среди информантов были как «молодые» учителя, так и учителя, имеющие большой педагогический стаж работы. Важным моментом в выборе респондентов была ориентация на учителей различных возрастных звеньев школьной системы, т.е. на педагогов начального, среднего и старшего звена с целью выявить общие тенденции развития образовательной системы и определить особенности взаимодействия и взаимовосприятия родителей и учителей на разных ступенях школы. Это исследование, выполненное на региональном материале, как представляется, в полной мере отражает ситуацию в образовательной сфере любого российского города. 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz