Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))
«сожительства» как непродолжительного, а, следовательно - «несеръёзного», сугубо физиологического или коммерческого союза. Его принято называть также словом «связь» - в узком, специфическом значении. Во-вторых, фактический брак занимает определенную нишу в биографическом времени и может рассматриваться как этап в жизненной траектории индивида и семьи. Так или иначе, все респонденты считают, что на определенном этапе отношений регистрация брака становится необходимым условием существования института семьи. Время, которое партнеры должны провести вместе, проживая гражданским браком, в мнениях информантов имеет различную продолжительность. При этом время, прожитое в фактическом браке, указывалось реальное (на конкретных примерах) или гипотетическое. В последнем случае можно судить о вариативности представлений: Для молодых пар, может быть, гражданский брак хорош тем, что они могут проверить свои отношения. Может, они прожили полгода и поняли, что абсолютно друг другу не подходят [А]; Длительные отношения людей год, два, три, и люди оформляют свои отношения. Насколько он долгий, все зависит от микроклимата в семье и отношений между мужем и женой и совершенно не играет роль [В]. Заметим, что в большинстве случаев речь заходила о фактическом браке молодых пар и только в отдельных случаях - о партнерстве людей более зрелого возраста. Они или имели ранее брачный опыт, или этот вопрос не прояснялся респондентами. Если срок фактического брака людей среднего и старшего возрастов практически неустановим, то для молодежи он все-таки ограничен. При этом продолжительность фактического брака определяется не столько каким-либо оптимальным интервалом времени, сколько функционально. Это время, необходимое для того, чтобы были выполнены те или иные условия устойчивых брачных и семейных отношений. Обстоятельства жизни партнеров в данный период могут быть включены в систему матримониального поведения - ведущего к браку, в отличие от собственно супружеского. В отношении к нормам матримониального поведения позиции респондентов расходятся - в полном соответствии с вариациями общественного мнения в целом. Традиционалистская (религиозная, аскетическая и т.д.) точка зрения состоит в том, что до заключения официального брака отношения партнеров должны быть исключительно платоническими. Они попадают в категорию «ухаживание». Данное понятие и само явление уже рассматривались социальными антропологами - с точки зрения теории ритуализованного поведения, в качестве этапа брачного сценария (см., напр.: [Руппиева, 2001]). Он имеет клишированное обозначение: «конфетно-букетный период». Практически начало совместной жизни без оформления брака является своего рода переходным этапом от платонических и романтических отношений к реальным супружеским. Примечательно, что ни одна из информантов не отметила такой существенный фактор распространения «пробных» фактических браков в российских условиях, как возможность съема (чаще) или приобретения молодой парой приватного жилья. Как известно, в советский период даже заключение официального брака в значительной мере зависело от этого условия. По нашему предположению, это отчасти связано с возрастом информантов. Респонденты старшего возраста, скорее всего, указали бы на этот фактор. 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz