Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

с юридической ответственностью. Сами понятия ответственности, прав, обязанностей приобретают нравственно-психологические значения: Людям не важно абсолютно, смотря какой настрой. Да?! Будь то мужчина, или женщина. Настрой на что?! Я живу гражданским браком, и это что? Я свободен? Тогда это нельзя назвать гражданским браком. И я в любой момент могу расторгнуть наши отношения. Я в любой момент могу собрать чемодан и уйти. То есть если такой настрой, то даже гражданским браком не назовешь. Такие взаимоотношения, временное препроживание [А]. С этой точки зрения, брак поддерживается только личным «настроем», или внутренней установкой, и фактический союз не означает «свободы» в смысле легкости его расторжения. Именно по этому значению информант А разграничивает понятия «гражданского» (фактического) брака и «сожительства»: Есть такое понятие сожитель, сожительница терпеть не могу вот этих слов. Для меня это грубо звучит, да?! А вот если, например, пускай люди живут без штампа, без регистрации брака, да?! Есть лично общее, пусть это гражданский брак, но пусть это будет. <...>. У кого что в голове. Вот мы как сожители живем и готовы в любую минуту разбежаться, либо мы живем как гражданский муж и жена. Таким образом, в противоречии с официальными обозначениями, информант выстраивает иерархию партнерских союзов в зависимости от степени и понимания «свободы отношений». Низший уровень занимает «сожительство», высший - брак, определяемый «настроем» на партнера и чем- то «лично общим». Информант совсем не имела в виду имущественный аспект отношений. «Лично общее» - это союз двух личностей. Такое понимание брака кардинально отличается от традиционного его понимания как союза двух родов, который приводит к созданию патриархальной семьи и базируется на экономических основаниях. Когда есть «лично общее», то не имеет значения, зарегистрирован брак или нет. Союз, который держится на внешнем контроле, займет на этой шкале невысокую позицию. В целом, при всей противоречивости, мнения информантов о значимости регистрации брака, тяготеют к антропоцентричности, приоритет отдается внутренней мотивации отношений: Все же от людей зависит. Чисто индивидуальный подход. Кому-то и в гражданском браке хорошо и он себя ведет по-человечески и чувствует себя нормально. Кто-то и в регистрированном браке, официальном браке тоже чувствует себя как рыба в воде. А кто-то, наоборот, со штампом в паспорте начинает чудить и дурить [Б]; Все зависит от чувств и от желания готовности к дальнейшим отношениям [В]. Фактический брак в алгоритме установления семейно-брачных отношений В интерпретациях «гражданского» брака есть еще один существенный аспект - временной. Он может быть рассмотрен в разных направлениях. Во-первых, длительность фактических брачных отношений оказывается важным показателем брака как такового. Чем более кратковременны взаимоотношения мужчины и женщины, тем более они подпадают под определение 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz