Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))
дальнейшем изучении можно ввести ряд промежуточных звеньев, а также обнаружить прямо полярную позицию: «регистрация не нужна». Заметим, что речь шла, в первую очередь, именно о государственной регистрации, а не о венчании, которое если и возникало, то в качестве факультативного мотива. Сразу обратим внимание на то, что далеко не всем утверждениям свойственна категоричность. Информанты, в целом, рефлексируют по поводу необходимости регистрации брака, то есть считают эту тему, по крайней мере, обсуждаемой даже в случае отчетливой собственной позиции: «Вообще к самому институту гражданского брака существует очень много, скажем так, точек зрения, то есть одни считают, что гражданский брак это очень плохо, ну, а другие считают, что гражданский брак это очень хорошо. Вот, поэтому все люди по-разному к этому относятся, ну тут еще речь, наверное, может идти о том, какой по счету это брак. То есть если это первый брак особенно для девушки, да? То ей, конечно, очень важно, чтобы была свадьба, были зарегистрированные отношения, было красивое платье и так далее, да?!» [А]. Таким образом, большое значение имеют символический, посвятительный характер заключения брака, свадьба - значимое и «красивое» событие, удостоверяющее «женственность» (в данном случае, как и в большинстве известных нам). Несколько иная аргументация у педагогов и родителей: «Как педагог могу сказать, что важна <регистрация - Т.Л.; И.Р.>» [Б.]; «Яза официальный брак <... >. Моя дочь живет сейчас в гражданском браке <... >. Они живут вместе, но официально заключать брак не хотят. Мне это непонятно. Я думаю вместе можно всего добиться» [В]. Одним из самых главных оснований является «планирование семьи» в значении рождения детей: «Речь заходит о продолжении рода. Частой причиной является именно появление детей » [В]; «В брак вступают не просто так, а в основном, потому что человек беременный» [Г]. Последний аргумент, хотя и типичен, может быть прокомментирован дополнительно. Дело в том, что информант - социальный педагог, работает с детьми-сиротами и обеспокоена тем, чтобы у них была «нормальная» семья, которой они были лишены в детстве: «В том году у меня пара беременная, и в этом году моя пара любимая, они женились. Они гордились, что они создают семьи, и у них все хорошо. <...>. Я за то что бы мои сироты вступали в законный брак» [Г]. Мнения о необходимости официальной регистрации брака имеют определенную возрастную специфику. Они связаны с оценкой молодежи старшими поколениями. Один из типичных упреков касается «меркантильности» молодежи: «Совершенно другая мораль у нашей молодежи. А сейчас девушке надо чтобы молодой человек был обеспечен, чтобы у него была машина, квартира, обеспеченные родители. У нас так не было. Как мы раньше выходили замуж, мы могли начинать с нуля, и мы это ценим. Потому, наверное, и живем. А современная молодежь такое не очень понимает» [Г]. 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz