Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

Единобрачные модели, которым присущи те или иные нетрадиционные характеристики, С.И.Голод в работе 1998 года называет «альтернативными семейными стилями». В эту категорию он включает фактические браки, последовательную полигамию (повторные браки) и семью с неполными родителями. Понятие «семейный стиль» в данной концепции, на наш взгляд, остается недостаточно проясненным, следствием чего является известное смешение типов брака и типов семьи в предложенной классификации. Тем не менее, сделан очень важный шаг вперед не только в типологии семейных структур, в том числе перспективных, но в рассмотрении различных форм брака, в реальности сосуществующих с узаконенной, нормативной и привычной моногамией. К функционированию «альтернативных» браков, по мнению С.И.Голода, исследователи практически не приступали. Ситуация с тех пор (за десять лет) мало изменилась. В конце 1990-х гг. исследователь имел возможность сослаться лишь на работу П.Эглите (1986 г., на латвийском материале), в которой указаны ряд форм таких браков: «и скрытая форма двоеженства, и проявление взаимного доверия, не требующего юридического оформления прав и обязанностей партнеров, и возможность пользоваться двумя квартирами или приусадебными участками или некоторыми пособиями и преимуществами одиноких матерей» [Голод, 1998: 212-213]. До более или менее приемлемой типологии современных браков, действительно, еще далеко. Описано несколько типов, которые, по мере детального рассмотрения, оказываются смешением различных видов союзов мужчин и женщин. С.И.Голод анализирует альтернативы моногамии - основного «нормативного» брака. Выстраивается шкала «моногамия - бигамия - полигамия». По мнению исследователя, «альтернативы моногамным моделям полигамны, а в рамках славянской культурно-исторической традиции бигамны. Это допущение помогает минимизировать варианты - один мужчина и две женщины или одна женщина и двое мужчин» [там же: 213]. Утверждение представляется вполне справедливым. Вместе с тем, когда речь заходит о конкретных формах бигамии, выясняется, во-первых, недостаток эмпирических данных (что легко объяснимо собирательскими проблемами), во-вторых, единичность описанных типов. С.И.Голод верно отметил противоречия в описании, в частности, такого явления, как конкубинат. Заслуга описания принадлежит сербскому юристу М. Босанацу, и очевидно, что наименование типа (от con - вместе и cubo - лежу, сожительствую) не соответствует его определению, а оно, в свою очередь, противоречит дальнейшей детализации и приведенным примерам. Согласно определению, конкубинат представляет фактический брак, но в качестве вариантов автор концепции описывает параллельный союз с другой женщиной и дети от нее - наряду с официальной семьей (следствие избытка женщин), или сохранение неформальной связи с бывшей женой после юридического оформления брака с бывшей конкубиной. Получается, что речь идет о существовании двух параллельных семей одного мужчины, поскольку в описанных случаях предполагается наличие ребенка. При этом учитываются два варианта: а) отсутствие регистрации брака с «конкубиной» или б) расторжение первого брака и регистрация второго при сохранении отношений с первой семьей. Создается некая идеальная модель бигамной семьи, в которой у всех со всеми добрые («дружеские») отношения. Нельзя исключить такую 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz