Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

6. Совместное проживание - это признак, который, казалось бы, релевантен брачным отношениям, но при этом часто нарушается реальными супружескими парами в силу внешних и внутрисемейных причин. Интерес к данному признаку брачного состояния активизировался после того, как в социологической литературе был описан (больше в качестве перспективы) так называемый Годвин-брак. Этот термин С.И.Голод ввел по имени английского анархо-синдикалиста У.Годвина (1756-1836), который впервые обосновал желательность такой формы взаимоотношений, при которой «союз мужчины и женщины будет основываться, во-первых, на духовном взаимопонимании, во-вторых, на раздельном проживании». Автор идеи исходил из того, что люди несовершенны, их склонности и потребности различны, обязать их жить совместно - это значит неизбежно обречь на ссоры, злобу и несчастье [Голод, 1998: 198-237; Клецин, 2000: 208-209]. 7. Совместное ведение хозяйства - если и может выступать одним из признаков брачного союза, то лишь в качестве факультативного и дополнительного к признаку совместного проживания; в противном случае все ситуации совместного хозяйствования, например, проживающих вместе разнополых родственников, друзей, коммунальных жильцов и т.д. пришлось бы обсуждать в качестве «брачных». Мы не рассматриваем такие свойства брака, которые, по нашему мнению, являются сугубо мотивационными. Брак выступает в качестве средства или необходимой ступени создания иных институтов - семьи, родства. Речь идет, прежде всего, о рождении детей («продолжении рода») или адопции (если усыновление и удочерение разрешается исключительно брачным парам). В таких случаях первичными являются институты родительства и/или родства, и брак коренится в них. Как самоценный, автономный институт брак (супружество) не рассчитан на «преемственность», а пресловутая «прочность» может быть связана в идеале только с продолжительностью жизни супругов или - на символическом уровне - с пожизненной «верностью» оставшегося в живых. «Супружеская» семья, или «семья-товарищество» стала объектом исследования, благодаря Э. Бёрджессу и интеракционистскому подходу к семье ^urgess, Locke, 1950]. Супружеским, то есть брачным, отношениям фактически отводится первостепенное место в этой, ставшей очень популярной теории семьи. В отечественной социологии семьи полярные позиции в настоящее время занимают две концепции. Во-первых, это традиционалистская концепция «кризиса семьи», которая исходит из единственной приоритетной модели брака - классической официальной моногамии, освященной, с точки зрения ряда исследователей, православной церковью (эта позиция отчетливо выражена, например, в последних работах А.И.Антонова, Ю.А.Гаспаряна и др.). Во-вторых, существует альтернатива: концепция исторических типов семейных отношений и плюрализации семейных моделей, разработанная С.И.Голодом и его единомышленниками [Голод, 1998: 79-94]. Она представляется более реалистичной и, по крайней мере, менее ангажированной в идеологическом смысле. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz