Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

супругой. Жены живут одновременно в одном доме. Типовой мотивацией многоженства является отсутствие детей у первой жены. При этом жен может быть две или три, и наблюдается иерархия их функций. По мнению исследователя, возможно, это фольклорное явление, трудно сказать, в какой степени за ним стоит реальность [Мороз, 2001]. Современные позиции ученых и специалистов по вопросу о незарегистрированных союзах значительно расходятся. В этом расхождении трудно не усмотреть закономерные обстоятельства, связанные с личными убеждениями, идеологическими, гендерными установками, биографическим опытом исследователей. В рамках концепции «кризиса семьи» внебрачные связи категорически отрицаются и выступают симптомом институционального неблагополучия [Гаспарян, 1999: 49]. Для исследователей, анализирующих конкретный материал, характерны, скорее, объясняющая и «оправдательная» модели интерпретации (см., напр.: [Михеева, 1996]). Речь собственно о «гражданском браке» может идти лишь применительно к индустриальному и постиндустриальному обществу (периоду существования национальных государств, секуляризированной культуры, гражданского общества и т.д.). Другое дело - операционализация данного понятия через его основные атрибуты. Отдельные признаки «гражданского брака» могут быть характерны для разных типов обществ (например, религиозная нелегитимность). Характеристики гражданского брака неопределенны постольку, поскольку недостаточно четки и в значительной части вариабельны признаки брака как такового. При этом каждый признак нуждается в толковании, исключениях и дополнительных комментариях. Если суммировать большинство определений брака, в первую очередь, социологические, этнологические, а также юридические [Социология, 2003:136­ 143; НРЭ, 2007:427-429; СС, 2008:49-50 и др.], в основной набор признаков войдут следующие. 1. «Союз мужчины и женщины» - это указание лишь на один из типов брака, моногамный; но, по крайней мере, данный признак может быть конкретизирован в рамках конвенций исследователей, готовых соотнести с ним полигамный и бигамный браки. 2. Санкционированность союза законом, религией или обычаем (обществом, традицией) - в форме ритуала или иной; таким образом, «законный» брак может рассматриваться как один из типов брачного союза. 3. Сексуальная основа отношений - этот признак, если его последовательно учитывать, дает основание включить в число брачных отношений а) парные союзы трансвеститов; б) любовников. 4. Наличие специфических - супружеских - прав и обязанностей, принимаемых на себя супругами и контролируемых общественными институтами; это предполагает известную открытость для контроля и объективацию отношений («духовная близость», например, объективному контролю не поддается); как правило, общество более или менее способно контролировать такие стороны брака, как экономическая, статусная (например, в виде запретов на межсословные браки), физическая (в частности, насилие). 5. Относительная продолжительность отношений - не самый надежный критерий, так как определение границ этой продолжительности весьма 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz