Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

находится всего лишь в четырех километрах от нового района города - улицы Сидоренко. Таким образом, с ростом города, его населения, наблюдается и процесс роста кладбища и его «населения». Заключение В процессе изучения кладбищ Кировско-Апатитского района стало очевидным, что изо всех имеющихся источников: архива ГАМО, местной и региональной периодической печати, Интернет-ресурсов, а также источников личного происхождения - устные исторические источники явились наиболее приемлемыми и информативными, поскольку они позволили выявить пусть отрывочную, но фактическую информацию, а также определить отношение респондентов-горожан к некрополю. Информационный потенциал документов государственной сферы в отношении городских кладбищ оказался недостаточным, прежде всего из-за того, что доступ к ним очень затруднен. Документы же личного происхождения являются при изучении истории функционирования кладбищ весьма значимыми. Наряду с тем, что информанты лучше всего осведомлены об особенностях конкретных захоронений, связанных с необычными ситуациями во время похорон или причинами смерти отдельных лиц, некрополь очевидно описывается ими по социальным признакам. Социальному разнообразию умерших соответствует разнообразие намогильных сооружений. Местные жители высказывали своё отношение к тем или иным погребениям и оформлению могил, негативно отзываясь о слишком богатом их убранстве. Определенное противоречие жители усматривают в том, что «молодой» город Апатиты уже имеет столь обширные кладбища. К погребениям представителей другого вероисповедания местные жители относятся толерантно, поскольку зачастую сами являются представителями смешанной этничности, они отмечали лишь различия в форме захоронений. По некрополю можно проследить, как соблюдаются канонические правила и одновременно формируются новые, собственно городские традиции. Это происходит путем переосмысления и переоформления отдельных элементов обрядности и во многом является следствием деятельности городских ритуальных служб, которые отсутствуют в сельской местности. По итогам работы, можно сказать, что ритуальные службы в г. Апатиты выполняют основную организующую роль в вопросах ритуальных практик. Сравнение этнографических данных по трем кладбищам города, у которых разный возраст, дает возможность проследить, как постепенно на протяжении нескольких десятилетий меняются формы некропольной культуры: от традиционных сельских к городским. Анкетный опрос показал, что основными факторами при выборе намогильных сооружений являются материальное положение горожан, а также их желание или нежелание заниматься похоронными процедурами. В настоящее время определенными категориями горожан некрополь уже не воспринимается как священное место, которое нельзя разрушать или раскапывать. Теперь, это скорее часть городской инфраструктуры, позволяющая наиболее предприимчивым горожанам извлекать огромные выгоды. Основным же выводом нашей работы является подтверждение того, что изучение современного некрополя очень перспективно как с историко­ 193

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz