Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

намогильных сооружений, то здесь можно увидеть наряду со стандартными металлическими тумбами и разнообразные памятники, которые выполнены в новом стиле. Привлекают внимание необычные памятники, состоящие из двух каменных сооружений: самого памятника и креста, расположенного на одной платформе с памятником (см. также: [Лукина, 2009]). Надо отметить, что на новом кладбище существует особый сектор, где находятся захоронения людей мусульманского вероисповедания. Исламская принадлежность на надгробиях обозначается полумесяцем со звездой в верхнем углу, в том месте, где на православном памятнике фигурирует крест. Если присмотреться, становится заметно, что не на всех надгробных сооружениях мусульманская символика изображена правильно. Возможно, это происходит ввиду неквалифицированности работников ритуальных служб. По словам же представителей этих служб, члены семей умерших приходят заказывать памятники непосредственно после смерти и требуют изготовить его за короткий срок, так как сразу после проведения похорон они желают произвести его установку. Интересной особенностью местного кладбища является то, что при установке памятника вместо поставленного сразу после погребения креста, крест не выкидывают еще около года, а бывает и дольше. Причину никто объяснить не смог. Говорят - традиция такая. Истоки этой традиции еще предстоит выяснить. Возможно, ее удастся соотнести с какой-то или какими-то региональными ритуальными практиками. Первоначально установленные намогильные знаки, как правило, заменялись через год. Не заменялся крест, если его изготавливали загодя. Такой крест лишь укрепляли. Не всегда менялся крест на детских могилках, иногда они стояли вплоть до естественного разрушения. Наше внимание привлекли две оградки, где похоронены младенцы. На деревьях, растущих рядом, прибиты кресты (их установили в момент похорон), а внутри оградки убранство могилы напоминает колыбель. Относительно крестов информанты пояснили, что первый в жизни крест не выкидывают. Надо сказать, что дети погибли в течение одной - двух недель после рождения и, скорее всего, обряд крещения для них проведен не был. На новом кладбище также присутствуют могилы неопознанных умерших, но здесь роль намогильных сооружений играют металлические тумбы с номерами. В отдельный сектор подобные могилы не выносятся. Новое кладбище производит впечатление не только размерами, но и богатым украшением памятников, оград, венков. Встречаются памятники высотой больше человеческого роста, на которых умерший изображен в полный рост, причем, изображение присутствует и на передней части намогильного сооружения, и на обратной стороне. Фотографии погребенных представляют важный компонент большинства захоронений. Фотографии на могильных камнях впервые появились в Европе в середине XIX века и часто украшали монументы, в прочих отношениях не примечательные. Среди дореволюционной российской элиты этот новый стиль поминовения ушедших не получил распространения: он ассоциировался с мещанством, дурным вкусом и не укладывался в рамки принятого православия. В Европе надгробные фотографии особенно распространены в средиземноморских странах. Французский историк Филипп Арьес сравнил кладбище, выдержанное в подобном стиле, с фотоальбомом. Фотографический стиль начал преобладать на 191

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz