Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

некрополь характеризуется по социальному признаку. Социальному разнообразию умерших соответствует разнообразие «могил» (то есть надмогильных сооружений). «Удивляет то, что город-то молодой, а народу уже похоронено тьма. Ну, примечательных могил особо нет. Все обычные. Ты на «новое» сходи, там-то и новые русские, и всякие. Там интереснее. А это так вообще уже закрыто <имеется ввиду для захоронений - соб. Е. В.>, да толку-то - все равно же хоронят. Как так: муж тут похоронен, а жена на другом? Нет, онирядом быть должны(Ж 48) Действительно, кладбище имеет статус полузакрытого. Это означает, что новые захоронения там запрещены в официальном порядке. Однако если семья производила здесь захоронения ранее и, у ее представителей имеется так называемый «номерок» с указанием данных умершего и месторасположения могилы, то можно производить «дохоронения» в эту оградку. «Экскурсия» по кладбищу вместе с «посвященным», знающим человеком всегда сопровождается не только показом могил, но рассказом о погребенных. При этом выявляются характеристики и мнения, которые касаются определенных социальных типов. Социальное неравенство может оцениваться по-разному, чаще негативно. «Богатство», «пышность» надмогильного сооружения может говорить об особо уважительном отношении к умершему. Чаще же после показа такой могилы следуют рассуждения о смысле жизни и смерти. «Смотри, на краюшке, вот тут <указывает рукой - соб. Е. В.> лежат два братка, их, как говорят, на какой-то разборке завалили. Сначала они порознь были, а теперь так сделали. На все это добро столько денег угрохали, что порой аж задумываешься: а зачем им все это? Ведь нет их в живых... Одни венки, видишь, какие. Как мне говорили, их в Питере заказывали. Здесь таких в жизнь-век не увидишь. А смысл? Видишь, на отшибе стоят? Это, я слышала, мирные жители засопротивлялись, говорят «не своей» смертью умерли. А ангела привезли чуть ли не с самойМосквы. Не верится что-то, что они сильно набожными были. Вообще кладбище у нас чистенькое, даже туалет имеется и мусорная свалка. Между оградок никто не гадит, все уважают труд друг друга...»(Ж 42). Могила, о которой рассказывает информантка, действительно, находится в некотором удалении от остальных, хотя возникает предположение, что скоро пустое пространство заполнится новыми могилами ввиду нехватки места, и «братки» перестанут быть обособленными. Расположение могил не имеет определённого порядка, поэтому многие захоронения в буквальном смысле слова ютятся друг к другу, создавая сложную систему лабиринтов между оградками. Надгробная архитектура «Кировского» кладбища весьма аскетична и проста. Преобладают скудно украшенные металлические стелы, увенчанные звёздами или православными крестами. Данный стиль отражает не столько низкий в целом уровень жизни советского человека хрущёвской эпохи, отчасти даже наоборот: себестоимость такого надгробия оказывалась выше деревянного креста, распространенного в дореволюционное время, и в этом смысле заметен материальный прогресс, - сколько большевистскую установку социального равенства, подкреплённую вековой традицией единства сельского «мира». На «Кировском» кладбище встречаются также и деревянные кресты, но это не означает, что погребенные принадлежат к «истинным» христианам. Во время похорон кресты ставят на временный срок, а потом, по желанию 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz