Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

их к новой религии - христианству, связанный с появлением в Мурманском крае русских поселений. Для религиозного сознания погребальная обрядность есть форма переходного бытия, связующего системы земного и потустороннего мира. В «переходном ритуале» временно раскрываются рамки этих полярных сфер, и вместе с тем утверждается их разграничение. В этой связи кладбище представляет собой особое культурное пространство, предназначенное отделить умерших от живых и одновременно обеспечить сохранение социальной памяти. В отечественной литературе существует значительное количество исследований, посвященных различным проблемам, связанным с социокультурными функциями некрополя. В них рассматриваются славянский и русский погребальный обряд по археологическим и этнографическим данным; развитие и бытование мемориальных памятников XI-XX вв.; поминальные традиции и проблемы увековечения памяти об ушедших в русском обществе периода Средневековья и Нового времени; темы смерти, погребения и некрополя в русской литературе XVIII-XX вв. В зарубежной литературе эта тематика исследуется давно и подробно, она является частью танатологии - науки о смерти, которая разрабатывается весьма активно. В данном случае историографический обзор не входит в наши задачи, статья посвящена описанию локального объекта по тем источникам, которые нам удалось выявить и сконструировать. Сегодня в исторической науке все более возрастает интерес к локальной истории, а также к истории повседневных и ритуальных практик с использованием «микроисторического» подхода и метода устной истории, поскольку именно благодаря этому возможно восстановить, казалось бы, полностью утраченные данные. Материалы и факты микроистории оказываются очень востребованными в современной жизни, они представляют частный эпизод, фрагмент повседневности или небольшое сообщество людей в таком ключе, который позволяет по-новому осмыслить функционирование большой социокультурной системы. У историков, в первую очередь, генеалогов и близких к ним по интересам есть устойчивое понимание необходимости описания кладбищ, монастырских и прочих типов захоронений как одного из важнейших историко-биографических и генеалогических источников. Изучение городского некрополя также является важным аспектом местной истории, поскольку кладбище представляет собой особую часть городской культуры, требующую к себе уважительного отношения со стороны населения. Последние годы ознаменованы проявлением известного интереса исследователей к судьбам старых кладбищ, но к этому времени многие некрополи оказались уже полностью утраченными. А ведь эти, теперь уже не существующие некрополи, имели множество художественно исполненных надгробий - памятников мемориальной скульптуры, характерных только для определенной местности и не повторяющихся в других регионах. С утратой мемориальных надгробий была утрачена и надгробная летопись времен - эпитафии, малоизученное уникальное литературное творчество. Возможно, именно поэтому современные исследователи начали уделять внимание изучению кладбищ как неотъемлемой части городской культуры. Примечательно, что при общей тенденции отечественных исследователей к избеганию тем, связанных с кладбищами, особенно если объект изучения хоть как-то ассоциирован с современностью, историки Мурманской области 182

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz