Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

достаточно легко, но нельзя исключить и иную ситуацию - чиновничьего произвола. Мы уже не говорим об общественном мнении, которое способно было сделать фактических супругов (или одного из них, как правило, женщину) изгоями. По общему мнению специалистов, к началу нового века в России, несколько позже, чем в Западной Европе, сформировалась тенденция перехода от зарегистрированных браков к незарегистрированным, особенно среди молодежи. По утверждению отечественного социолога семьи С.И.Голода, «исследователи, начиная со второй половины 80-х годов, стали констатировать либерализацию общественного мнения по поводу сожительства» [Голод, 1998: 201-202]. Этим, в свою очередь, подтверждается социальная динамика институтов семьи, брака, родительства, родства в направлении их автономизации. Определяя брак как «узаконенный союз между мужчиной и женщиной», составители английского словаря-справочника по социологии Т.Лоусон и Дж.Гэррод разъясняют современную ситуацию: «Некоторые полагают, что снижение уровня заключаемых браков свидетельствует о падении веры людей в ценность такого института, как брак. Однако значительное число сожительствующих пар, поддерживающих в течение продолжительного времени устойчивые отношения, а также происходящие изменения в законодательстве, наделяющем сегодня «партнеров» правами, некогда присущими только супругам, заставляют предполагать, что, возможно, не столько сам институт брака переживает кризис, сколько меняется наша трактовка такого понятия, как брак» [Лоусон, Гэррод, 2000: 36-37]. Вопросы, связанные с конкретными формами такого перехода, его объективными и субъективными факторами, социальными и культурными последствиями, этнической и локальной спецификой, концептуализацией, типами поведения и т.п. могут и должны решаться комплексно методами историко-этнографическими и социально-антропологическими, с соблюдением принципов единства времени, места и анализом процессов на микроуровнях в определенных контекстах. Основные исследовательские подходы В целом, этносоциологическая литература, посвященная различным аспектам функционирования института брака, достаточно обширна. Однако здесь мы не делаем даже общего обзора исследований, поскольку, в целом, он достаточно далеко уводит от темы. Изучались и изучаются, прежде всего, браки, санкционированные обществом в тех или иных формах, принятых в данном обществе. Прочие типы союзов именовались по-разному, чаще - «внебрачными (частный случай - добрачными) связями». Этнографический подход отличает нацеленность на выявление, описание и историческую типологизацию разнообразных форм брака, так или иначе отличающихся от современных нормативных. Этнографов, в частности, интересовали «добрачные связи молодежи» у того или иного народа, локальной группы или в тот или иной период времени, а также «свобода супружеских отношений» представителей какой-либо этнической группы в сравнении с «общепринятыми» нормами (то есть условно «европейскими», «русскими», «православными», «цивилизованными»), с точки зрения культуры, к которой 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz