Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

В 300 м от деревни Канозеро находится карельское кладбище, где можно увидеть около полутора десятка могил, в большинстве своем с намогильными деревянными крестами. Большей частью это погребения с прямоугольной дощатой домовиной в виде ящика с широкой односкатной или двускатной крышей и стоящим на ней в ногах по центру или сбоку «конька» «крыши» крестом. Под одной из таких крыш замечена кухонная утварь - чугунок. Имеется детская могилка с остатками деревянной люльки в качестве надгробия. Примечательно специфическое «саамское» захоронение - в виде надгробия использованы традиционные саамские сани «кережа». Этот факт говорит о тесных связях между пришлыми карелами и местным саамским населением в деревне Канозеро в XX-м веке. Самая поздняя могила датирована 1969 годом. В 1898 году лесопромышленником Беляевым возле села Умба был построен лесозавод. С развитием лесозаготовок, началось активное освоение реки Умба, для сплава леса еще до революции появились на Канозере первые строения лесозаготовителей. Небольшой поселок появляется у истоков Родвинги - несколько «беляевских построек»: баню, пекарню, кладовую и избы умбян упоминает в своей работе В.Ю.Визе [Визе В.Ю., 1912, №16: 742]. На сегодняшний день здесь сохранилась лишь одна полуразвалившаяся избушка. На карте это место обозначено как Канозеро-Зашеек. Еще в 40-х годах ХХ века здесь был поселок. В народе это место также называют «Бабка Тучиха» и рассказывают, что здесь одна женщина около 20 лет скрывала своего сына, дезертира Второй Мировой войны. Видимо, беляевские работники основали и поселок в устье реки Муны - Подмуна. О жизни поселка сейчас напоминает лишь ржавеющий буксир, с помощью которого когда-то тянули через озеро связанные в «кошели» бревна сплавного леса. На острове Еловом до сих пор можно увидеть ворот которым подтаскивали эти плоты с бревнами. Со слов местных жителей, известно также, что во время Великой Отечественной войны на озере работала женская рыболовная бригада. На острове Кирвинском все еще видны остатки рыбацкой избы. И поныне Канозеро в почете у местных рыбаков: славится крупной кумжей, сигом, язем, отменными щуками. Деревня Канозеро в годы советской власти была переименована в поселок Канозерский, и в связи с кампанией по укрупнению деревень этот населенный пункт был исключен из учетных данных в 1971 году [АТДМО, 1995: 182]. Но жизнь в поселке полностью никогда не угасла. Продолжала работать метеостанция, которую закрыли в начале 1990-х. Сейчас здесь находится пункт рыбинспекции и новая турбаза. На месте поселка Подмуна тоже появилась турбаза. На западном берегу озера, напротив островов с петроглифами, сотрудники музея наскального искусства «Петроглифы Канозера» выстроили свой домик. В контексте относительно недавнего открытия для науки петроглифов Канозера не лишним будет отметить и следующий факт. Оказалось, что местное население знало о существовании выбивок на скалах, но не придавало им разбитых раковин жемчугоносных перловок... Интересно, что несмотря на несомненную выгоду этого промысла, коренные жители страны - лопари - совершенно не занимаются им, а русские только в весьма редких случаях» [Визе В.Ю., 1912, № 16: 741]. 173

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz