Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

Поселки на Канозере Впервые Кане озеро упоминается в летописях в 1558 году как угодье жителей деревни Умба Двинского уезда [СГКЭ т.1, 1922: 285] 44 . Угодья умбян и собственно Двинский уезд заканчивались возле Лопарского порога [Кучинский, 2008: карта 2] реки Умба, название которого говорит о пролегающей здесь границе с угодьями саамов Кольского уезда. Позднее в 19 веке, когда здесь обосновались карелы, порог получил название Карельский. Сведений в летописях о том, что на Канозере существовал саамский погост, не имеется 45 . Однако имеются некоторые археологические свидетельства присутствия здесь саамов раньше. Так, на западном берегу озера, рядом с поросшими ягелем скалами, куда любит выходить дикий олень, найдены ловчие ямы, с помощью которых, возможно, охотились саамы. На острове Большой Подмунский (Горелый) обнаружено саамское захоронени е46 . Может быть, деревни Канозеро и Подмуна появились на месте древних саамских поселений? В 1911 году первую вежу - жилище старика саама Семена Галкина, Владимир Визе встречает лишь на Капустных озерах, выше по течению реки Умба. В конце XIX-го века на Канозерском пороге обосновались карелы. В.Ю.Визе писал: У самого порога, на берегу реки, стоит беляевская пекарня с кладовой; кроме того, около устья находится несколько изб, принадлежащих карелам, имеющим постоянное жительство в губе Колвице и отчасти на Колвиц-озере [Визе В.Ю., 1912, №16: 742] 47 . Видимо в это же время появляется и карельская деревня Канозеро. Известно, что карелы здесь, попутно с семужьим ловом, занимались жемчужным промыслом. До сих пор по берегам река можно встретить кучи расколотых раковин речной жемчужницы с латинским названием Margaritana margaritifera. В память о промыслах карелов плес выше Канозерского порога на реке Умба назван Жемчужным, а еще выше по течению находится упомянутый нами ранее Карельский поро г48 . 44 Река Умба и одноименное поселение впервые упоминаются в летописях в 1466 году [Ушаков, 1997: 8]. А на европейской карте под названием Unba в 1595 г., в книге «Большой чертеж» Герхарда Меркатора. 45 Саамские погосты существовали на соседнем Вялозере. Так на карте 1918 года отмечены два лопарских погоста - Вялозерский и Нижний Вялозерский, хотя формально со второй половины X V I века эта территория относилась так же к угодьям умбян [Кучинский, 2008: Карта 2]. 46 Согласно предположению, высказанному руководителем Кольской археологической экспедиции В.Я.Шумкиным. 47 О промыслах населения он пишет: « .Л о в рыбы производится ими преимущественно в Кандалакшской губе и на Колвиц-озере, отчасти, на Канозере и р.Умбе, где они главным образом промышляют семгу к великому неудовольствию умбян, считающих рыбное богатство р.Умбы за свою полную и неотъемлемую собственность и уверяющих, что будто с тех пор, как на Канозере появились карелы, в забор, построенный в устье Умбы, стало попадать меньше семги. Последнее вряд ли соответствует истине, так как карелов, промышляющих семгу на Канозере и Умбе, всего-то человек пять, да и то лов семги производится ими побочным образом, главный же их помысел в этих местах - лов ж ем ч у га .» [Визе В.Ю., 1912, №16: 742]. 48 „ «За жемчугом карелы приходят сюда в начале июля, когда реки начинают мелеть. Ищут жемчуг главным образом в Умбе и Муне; берега этих рек усеяны кучами 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz