Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))
Никольская в Мурманске, Свято-Казанская в Кировске, и храм Николая Чудотворца в Ковде [Алистратова, 1996]. В начале 1960-х годов в области сохранялось две действующие церкви - Свято-Никольская в Мурманске и Казанская в Кировске. Оживление религиозной активности в области отмечается с 1985 года. В декабре 1995 года решением Священного Синода создана самостоятельная Мурманская и Мончегорская епархия. Руководить епархией назначен Преосвященный Симон. Деревянная Свято-Никольская церковь в Мурманске с 1995 года стала первым кафедральным собором Мурманской и Мончегорской епархии [Алистратова, 1996]. В целом, храмостроение на Кольском Севере, с одной стороны, во многом согласуется с традициями и основными историческими типами постройки церквей в России. Однако, с другой стороны, существует целый ряд специфических факторов, повлиявших на создание северного типа храмов. Прежде всего, следует отметить конструктивные особенности как следствие суровых климатических условий, ориентацию строителей-зодчих на природно ландшафтную специфику края. Сезонное разделение церквей в XVI в. привело к появлению двух основных видов северных храмов: холодных и теплых. Значительную роль играла удаленность от метрополии, следствием которой выступала определенная свобода действий у приходской общины. Со времени создания епархии, то есть за 15 лет, число храмов в Мурманской области выросло с 2 до 61. Процесс храмостроения является достаточно интенсивным. В этой связи весьма перспективным видится проведение ряда исследований, посвященных современной ситуации храмостроения на Кольском Севере, его социальных, этнокультурных, ритуальных аспектов. К изучению вопроса о храмостроении мы подходим с этнографической точки зрения. По мнению В.П. Орфинского, на Русском Севере культовые постройки могли выступать в роли носителей если не этнических признаков, то, несомненно, региональных. Особый интерес представляет выяснение того, как жители городов Кольского полуострова, различающиеся по степени причастности к появлению и строительству храмов, по религиозной и этнической принадлежности, возрасту и другим социокультурным признакам, относятся к данному процессу и его результатам - отдельным храмам Кольского Севера. Литература Алистратова Н.В. Православные церкви Кольского полуострова // Наука и бизнес на Мурмане, Мурманск, 1996, №3 (Храмы Кольского севера). С. 57-63. Верюжский В.М. Афанасий архиепископ Холмогорский, его жизнь и труды в связи историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования и вообще русской церкви в конце XVII века: церковно исторический очерк. СПб., 1908. 696 с. Голубцов Н.А. К истории города Колы Архангельской губернии // Изв. Арханг. О-ва изучения Русского севера, 1911. №5. С.392-401. Грабарь И. Э. История русского искусства, Т.1, СПб., 1910. 514 с. Забелло С.Я., Иванов В.Н., Максимов П.Н. Русское деревянное зодчество. М., 1942. 212 с. Заручевская Е.Б. Деревянные храмы Русского Севера XVI- начала XIX вв. // Искусство, 2007. №17. 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz