Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

самовыражения и самоутверждения крестьянских сообществ» [Орфинский, 2003: 396]. Одним из основных условий существования храмостроительных школ является, по мнению Орфинского, «единодушие» заказчиков и подрядчиков, находившихся в лоне традиционной крестьянской культуры, что закономерно придавало фольклорный характер архитектурному формообразованию, основанному на нерасторжимости преемственных связей между наследуемой и наследующей архитектурой [Орфинский, 2000]. Таким образом, сам факт выбора заказчиком того или иного типа храмов мог являться актом самоидентификации сословной и/или этнической, предполагавшей необходимость выявления культурной уникальности крестьянских сообществ [Ревзин, Седов, 1994]. Юрисдикция Первоначально Русская православная церковь существовала как Киевская митрополия Константинопольского патриархата. По мере распространения христианства по Руси в ее важнейших политических центрах создавались отдельные епархии во главе с епископами, подчиненными киевскому митрополиту. К середине XIII века их было уже 16. Границы епархий соответствовали крупным русским княжествам. Среди епархий со времен XI в. существовали Новгородская и Ростовская - территориально наиболее близкие северному региону. К ним длительное время и тяготело зарождающееся христианство Севера, от них оно произрастало и укреплялось. Такое распределение церковной власти складывалось постепенно, по мере христианизации Севера. Юрисдикция первых веков христианства не означала какого-либо систематического руководства и повседневной регламентации церковной жизни на местах. Чаще всего она сводилась к безусловному праву епископа на поставление священников и благословение новых храмов, сбор церковной дани и осуществление церковного суда. На Кольском Севере христианство утвердилось в XV веке, когда Терский берег был уже заселен русскими людьми, и Москва осуществляла мероприятия за присоединение Кольского Севера к русскому государству [Федоров, 2009: 63]. Тогда же и начинается процесс храмостроения, появляются первые монастыри, создаются приходы. В начале XVI столетия Кандалакшский и Терский берега Кольского полуострова были заселены русскими людьми. Мурманский же берег, хотя путь к нему из Новгорода и Москвы был давно и хорошо известен, только начал осваиваться. Приток русских на Кольский полуостров усилился во второй половине XVI столетия, во время царствования на Руси Ивана IV. Храмы на севере строились преимущественно из дерева вплоть до XVII в. Деревянные храмы были недолговечными и часто сгорали. До наших времен сохранилось два памятника деревянного зодчества - это храмы Ковдинский и Варзужский. Довольно интенсивное церковное строительство в Кольском крае велось вплоть до конца XIX века. Тогда же христианство распространилось на всем Кольском полуострове. Судьбы многих храмов в XX веке сходны в России в целом. Большинство церквей были упразднены, перестроены, разрушены. Несколько церквей были открыты после Великой Отечественной войны - Благовещенская в Коле, Свято- 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz