Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

только климатические причины вынуждали строить отдельные зимние церкви. Сажа и копоть, оседавшие на стенах, иконах, потолках, также не украшали низкий интерьер церкви. Сезонное разделение церквей привело в XVI в. к появлению двух основных видов северных храмов: холодных, имеющих столпообразную вертикальную композицию, и теплых, прямоугольных в плане. Горизонтальная планировка зимних церквей связана с наличием большой печи. Зимние церкви были низкими и темными, с малым количеством окон и с дымником черного отопления над крышей. Естественно, что закопченные, плохо проветриваемые помещения были менее долговечны, требовали особого ухода и постоянного ремонта, поэтому строились отдельно от летних, неотапливаемых церквей. Ранние теплые храмы не имели алтарного прируба. Алтарь отделялся от остального помещения церкви заборкой, на которой крепился иконостас. Если в таком храме устраивали второй престол (придельный), помещение просто делили тесовой или бревенчатой стеной на две части, в каждой из которых были свой алтарь и иконостас. Окна освещали интерьер только с одной стороны. Единственный вход в храм располагался с западной стороны. Столь архаичные храмы можно было встретить в северных приходах вплоть до XIX века. Время не сохранило ни одного из них, частые пожары и перестройки либо изменили древние постройки до неузнаваемости, либо вовсе уничтожили их. Летние церкви рубили восьмериком или четвериком на высоких основаниях — подклетах. Для алтаря и притвора с восточной и западной сторон делали прирубы. Внутреннее пространство летних храмов было достаточно высоким и светлым за счет двойного ряда окон. Входы в молитвенное помещение располагались с севера, юга и запада. Они выходили на паперть, окружавшую храм с трех сторон [Заручевская, 2007]. Наибольшее распространение на территории Русского Севера получили теплые храмы, где церковь и трапезная строились на общем окладном венце. В стене между церковью и трапезной устанавливались двойные двери, одна из них была решетчатой. Через решетку теплый воздух из трапезной свободно проникал в церковь. С этой же целью по сторонам церковных дверей прорубали окна-протесы. Во время топки печи протесы и церковные двери закрывали ставнями и вторыми плотными дверями [Заручевская, 2007]. Храмостроительные школы В связи с вопросом о типах храмов кажется важным рассмотрение храмостроительных школ. В.П.Орфинский [2003] определяет храмостроительные школы как творческие направления, связанные с общностью или преемственностью основных принципов формообразования и совокупностью устойчивых приемов решения конкретных архитектурно­ конструктивных задач, локализованных на отдельных территориях. Своеобразие традиционной культуры Русского Севера исторически во многом определялось активностью контактов разноэтничного населения региона. Поэтому, по мнению Орфинского, представляется «целесообразным при изучении храмостроительных школ соотносить ареалы их специфических особенностей с зонами межэтнического сопоставления, где наиболее выразительные архитектурные формы, отражающие эстетические представления местного населения, зачастую становились этническими символами - средствами 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz