Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

В историческом плане можно выделить несколько факторов развития северного деревянного храмостроения как выдающегося явления в искусстве. Как пишет Е.Б.Заручевская [2007], первым фактором является демократизм храмостроения. Основными заказчиками деревянных храмов были крестьянские и посадские самоуправляемые общины Севера. Они же составляли приход, как правило, совпадавший по территории и составу населения с административными единицами — волостями. Прихожане сами принимали решение о строительстве церквей и выборе подрядчиков, сами нанимали и содержали священников для своего храма. Так, в 1782 году в Кузомени строится крестьянами церковь во имя великомученика Дмитрия Солунского. Она сгорела в 1838 году. Вместо нее прихожане построили в 1844-1845 гг. другую одноименную церковь. К ней в 1863 г. в дополнение строится теплая трехглавая Сретенская церковь. В 1884 г. в память о царе Александре II прихожане решают построить еще один храм - пятиглавую Дмитриевскую церковь, (действие прежнего, построенного в 1945 г. было остановлено), которая стала главной на Терском берегу [Ушаков, 1995]. А в 1844 году был создан самостоятельный Тетринский приход на Кольском полуострове. В него входили: Чапома (входила сначала в варзужский Петропавловский приход), Чаваньга, Стрельна и Пялица. В 1873 году чапомские крестьяне на собственные средства построили церковь во имя Введения в храм Пресвитыя Богородицы - теплую, в виде корабля [Ушаков, 1995]. Также сами создавали храмы варзужские и умбские крестьяне. Сельский сход избирал специальных мирских посыльщиков, которые и отправлялись в дальний путь - в кафедральный город Новгород или Вологду. Там они испрашивали у правящего архиерея благословенную ("храмозданную") грамоту. Только наличие такой грамоты означало законное, канонически правильное начало дела. Какой-либо "явочной" системы храмостроительства не позволялось и никогда не предпринималось. С благословенной грамотой посыльщики возвращались домой, и начинались новые хлопоты: мир искал и нанимал "церковных мастеров" для строительства храма, заготавливал строительные материалы, договаривался с "иконниками", заботился о приобретении необходимой церковной утвари, сосудов, книг, подсвечников, облачений и т. д. Так, в деле и хлопотах рождались общие интересы и особая сфера деревенской жизни, именуемая впоследствии, приходской [Камкин, 1992: 15]. На Кольском Севере немалую роль при строительстве храмов играли богатые купцы. Так, к Петропавловскому храму в Поное были приписаны три церкви (в летней Лумбовке, в Сосновском погосте и в Иоканге), построенные для лопарей богатым кузоменским крестьянином-торговцем А.П.Заборщиковым. Он же построил в селе вторую церковь - «во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня», теплую, без колокольни [Ушаков, 1995]. Можно сказать, что в тех местах, где почти не было крупных городов, а к XVI веку и боярско-дворянских гнезд, приходская сеть Севера была порождением народной воли, благословляемой церковной властью. Софийские Принципы и этапы строительства церкви 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz