Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))
с пятью колоколами. Собор строился в течение 1681-1684 гг. [Ушаков, 1995]. Вот как писал о нем Н.А.Голубцов: «На восточной стороне храма, под кровлею, прибита была доска, на которой славянскими буквами написана история его сооружения. Этот храм не был отапливаем печами и сохранил необыкновенную прочность, изумлявшую всех в течение ста семидесяти лет» [Голубцов, 1911: 393]. Храм в Коле был, как известно, сожжен в 1854 году англичанами. После сожжения Воскресенского храма богослужения проходили в деревянной Троицкой церкви (1727 года постройки), которая была приходской. Богослужения в Троицкой церкви были прекращены в 1880 году ввиду ее ветхости. Икону Иверской Божией Матери, не сгоревшей в пожаре 1854 г., перенесли в Благовещенскую церковь, которая стала главным храмом в крае - соборной церковью. В архитектурном построении древнерусских деревянных церквей играли большую роль силуэт здания и его соотнесенность с окружающим пространством, со стоящими рядом сооружениями. Одна ли постройка, несколько ли - не суть важно: всегда формировался архитектурно-природный ансамбль, в котором все естественно мудро, гармонично, в котором царствует красота во всеобъемлющем смысле этого слова [Ополовников, Ополовникова, 1998: 107]. Связь архитектуры с природой - одна из самых главных особенностей всего русского народного зодчества. А Русский Север, по высказыванию А.В.Ополовникова и Г.С.Островского, «это громадный, единственный в своем роде заповедник народного деревянного зодчества» [1981: 10]. Как пишут С.Я.Забелло, В.Н.Иванов, П.Н.Максимов [1942], на выбор местоположения для погоста на Русском Севере строители обращали большое внимание, и часто трудно придумать более естественную связь между постройками и их природным окружением, чем та, которая в них существует. Дополнительно проиллюстрируем данную мысль словами И.Э.Грабаря: «Иные из северных церквей настолько срослись с окружающей средой, что составляют с ней неразрывное целое. И кажется - будто эти произведения сама природа: так они безыскусственны и неотразимы [Грабарь, 1910: 342]. Под влиянием природно-климатической специфики Севера здесь в итоге отбора были выработаны региональные планировочные приемы, отразившиеся как на размещении самих селений, так и на группировке жилых построек. Многие церкви, в особенности часовни, ставились на местах древних языческих капищ, которые строились весьма продуманно [Ушаков, 1982]. Заселяя Кольскую землю, православные крестьяне сначала строили часовню - малый, беспричтовый храм. Затем, разжившись, поселенцы сооружали церковь и приглашали к себе священника с причетником. Часовни строились поморами также в людных местах рыбного промысла для совместной молитвы, иногда в память о погибших. В XVII в. началось строительство часовен в лопарских погостах, удаленных от приходских церквей. По архитектуре часовни - простые бревенчатые строения, но не одинаковые. В определенные дни года к часовням приезжали священник с причетником, вели богослужение, крестили детей, совершали другие требы [Верюжский, 1908]. Архитектура часовен не отличалась оригинальностью и изяществом, отвечала молитвенному назначению здания. Над бревенчатым домиком возвышалась главка с крестом, над входом укреплялась иконка, иногда еще висел маленький колокол. Внутри помещения непременными предметами являлись иконы и лампы. С конца XIX в. часовни стали строится по типовому проекту - по образцу часовни в деревне Федотовской Архангельской губернии [Ушаков, 1995]. 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz