Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

Таким образом, новая религия, создав на Руси такую новую область строительства как каменные храмы, весьма мало отразилась на формах деревянных церквей. Русские плотники, по мнению М.В.Красовского [1916], сооружая деревянные церкви, приспособили для них те конструктивные и художественные приемы, которые им были уже хорошо знакомы. Область строительства деревянных церквей являлась как бы замкнутым кругом, внутри которого вне сферы посторонних влияний жили и развивались исконные традиции русского народного творчества. Можно прийти к заключению, что в XI - XIV столетиях деревянные церкви имели те же основные типы, что и в XV-XVI вв., для последних они служили образцами, и эволюция форм проявлялась в накоплении, основные же типы деревянных храмов существенно не изменялись. Типы деревянных храмов Остановимся подробнее на особенностях храмостроения на Русском Севере на примерах церквей Мурманской области. Существуют несколько основных типов постройки деревянных храмов. Древнейшим был так называемый «клетский», состоящий из покрытой двускатной кровлей клети - избы с прирубленными к ней с востока алтарем, а с запада трапезой или папертью. Храмы более сложного типа строились, возможно, уже в самый ранний период в виде пирамиды из поставленных друг на друга квадратных клетей, уменьшавшихся кверху [Орфинский, 1999]. В XVI в. в селе Ковда была построена и восстановлена в 1705 году церковь Николая Чудотворца. Свято-Никольский Ковдинский архитектурный ансамбль относится к церквям-памятникам, сохранившимся до наших дней. Стоящая по сей день церковь в Ковде - типичный представитель одного из первых на Руси деревянных храмов - клетского, наподобие избы с двухъярусной крышей на два ската, с одной главой и крестом [Ушаков, 1995]. Храм неоднократно перестраивался, последняя реставрация храма была сделана в 2009 году [Кудрявцева, 2006]. Иногда строились многогранные храмы, покрывавшиеся высокой шатровой кровлей. Это второй тип деревянных храмов. Когда именно он сложился, сказать трудно, однако упоминания о таких храмах имеются уже в конце XIII в. Шатровый тип церквей, по мнению М.В.Красовского [1916], был излюбленным у русских людей допетровской эпохи, и поэтому применялся гораздо чаще, нежели тип клетских церквей. Шатровые храмы, как подчеркивает Ю.С.Ушаков [1982], являлись воплощением народных представлений о красоте. Эти древнейшие типы деревянных храмов до сих пор сохранились на русском Севере, покоряя совершенством выверенных веками форм и свидетельствуя о духовности творчества русских мастеров. Как считал М.В.Красовский [1916], строители церквей часто стремились к «преукрашенности» и «преудивленности», что выражалось преимущественно в отношении богатства деталей. К числу таких церквей принадлежит шатровая церковь Успенского села Варзуга на Кольском полуострове. 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz