Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))
составляла около 6% от общей численности работоспособного населения. В результате разработки целого комплекса мер социально-экономической политики к началу девяностых (т.е. за 15 лет) количество инвалидов в этой стране выросло в 2,5 раза и составило 16% от всего трудоспособного населения [Burkhauser], что было спровоцировано резким ростом размера выплат по инвалидности. Принятые затем меры по сокращению социальных расходов не принесли ожидаемых результатов и спровоцировали развитие в 90-е годы XX в. в Голландии социально-экономического кризиса. Причина сложившейся ситуации состояла в том, что рост выплат по социальным программам стимулировал сам себя - он осуществлялся за счет роста собираемых налогов, что, в свою очередь, приводило к повышению цены рабочей силы. В результате работодатели старались уволить лишних рабочих, которые попадали в зависимость от социальных выплат. В результате начинался очередной виток повышения стоимости рабочей силы, снижения степени занятости, увеличение общего количества выплат и т.д. [Buddelmeyer: 2]. Таким образом, непредвиденные заранее отдаленные последствия социально-экономической политики голландского правительства в отношении населения с инвалидностью проявились через 20-25 лет и представляли собой не что иное, как классическую, с экономической точки зрения, «ловушку социального обеспечения». В гражданско-правовом направлении вопросы эффективности региональной социальной политики, как правило, ставятся формально. Основная масса программ, разрабатываемых в регионах и являющихся, по сути, нормативно-правовыми актами, не позволяют оценить их эффективность (как социальную, так и социально-экономическую) ни в качественных, ни в количественных показателях. Во многих случаях в региональных социально экономических программах не предусматривается выполнение мониторинга хода и анализа результатов выполнения мероприятий (см., например, [Курченков, 2005; Лукина, 2007; Семенова, 2007]). Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание исследователей вопросов эффективности региональной социально экономической политики - это необходимость сужения понятия социально экономической политики, которую обычно принято рассматривать в довольно широком смысле. Представляется довольно проблематичной возможность разработки критериев, или, лучше сказать, системы показателей эффективности региональной социально-экономической политики в целом (напрашивается небезызвестная аналогия со средней температурой по больнице). Очевидно, что на уровне региона одновременно может реализовываться довольно эффективная социально-экономическая политика в отношении, например, молодежи и малоэффективная социально-экономическая политика в отношении, например, пенсионеров или инвалидов, несмотря на то обстоятельство, что эти направления социально-экономической политики связаны между собой. Исследователи социальной политики особо отмечают, что при изучении региональных аспектов социально-экономической политики нередко обнаруживается неопределенность используемых терминов и замещение понятий. Характерный пример в этом отношении приводит исследователь [Васильева, 2008: 30], отмечающая, что «разработка моделей оценки эффективности социальной политики регионального уровня проводится преимущественно в отношении системы социальной защиты (обслуживания населения)», что далеко не одно и то же. 156
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz