Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))
Пожалуй, только идеологическое обоснование социально-экономической политики, выполненное с позиций рационального знания, имеет, как правило, под собой и обоснование ее эффективности, выполненное с помощью тех или иных научных методов. Экономическое, социальное и гражданско-правовое направления существенно отстают в этом отношении от передовых теорий и реализованных действенных практик. С точки зрения экономического направления оценки эффективности социально-экономической политики, необходимо принимать во внимание, что, ключевыми факторам формирования социальной политики являются размер прибавочной стоимости, производимой социумом, и система дальнейшего перераспределения этой стоимости. Именно эффективность перераспределения созданной прибавочной стоимости и составляет экономическую эффективность социально-экономической политики. Отметим, что с экономической точки зрения принято рассматривать и эффективность управления социальной политикой. Очевидно, что оценка эффективности управления в области социальной политики представляет собой отдельную задачу, актуальность которой в настоящее время обусловлена процессами перехода от процессно-ориентированного управления к функционально-целевой его модели. При оценке эффективности управления исследователь может опираться на такие базовые экономические показатели, как эффективность использования бюджетных средств (бюджетная эффективность), показатели деятельности отдельных организаций, служб или сотрудников, степень достижения поставленных результатов (при условии, что эти их показатели не были искусственно занижены) и т.д. Эффективность социально-экономической политики должна рассматриваться, с одной стороны, в более узком смысле - в отношении целевых групп населения, а с другой - в более широком, чем эффективность управления - с учетом экономической и социальной эффективности. Вопрос оценки социальной эффективности, как правило, решается исследователями и практиками на основе использования социологических методов (интервьюирования, анкет, опросов), реже - математическими методами обработки статистических данных. Отметим, что вопросы оценки социальной эффективности представляют особую трудность для исследований, так как, во-первых, они требуют разработки определенных критериев, существенно различающихся в различных областях социально-экономической политики, и нередко разрабатываемых субъективно самим исследователем, а, во-вторых, практической сложностью, если не невозможностью предусмотреть и оценить отдаленные социальные последствия принимаемых мер социально экономической политики. Например, разработка мероприятий в области трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями в регионе принесет определенный эффект уже через 2-5 лет, а мероприятия по повышению рождаемости скажутся на формировании регионального рынка труда только через 15-20 лет. Отдаленные последствия принимаемых решений в области социально экономической политики могут сказаться и существенно позже, характерным примером в этом отношении служит опыт Голландии, одной из первых стран, решившихся на реализацию нового курса социальной политики в отношении инвалидов. В 1967г. в этой стране численность людей с инвалидностью 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz