Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))
Очевидно, что реализация мероприятий в области социальной политики требует определенных ресурсов, в том числе материальных и трудовых. Более того, учитывая тот факт, что Российская Федерация в настоящее время реализует концепцию социального государства, экономическая составляющая социальной политики приобретает особую значимость, поскольку начинают расти и расходы на реализацию программ по борьбе с социальными проблемами, и размер адресных выплат, как по этим программам, так и по программам страхования социальных рисков. Исходя из того положения, что размер выплат не может расти бесконечно, закономерно встает вопрос о пределах его роста, что переводит вопросы социальной политики из социальной плоскости в плоскость экономическую. Таким образом, представляется, что в отношении социальной политики, было бы более уместным оперировать понятием социально-экономическая политика. Необходимо отметить, что нередко экономической составляющей реализации региональной социально-экономической политики уделяется недостаточно внимания, что приводит к ее недоучету при оценке эффективности конкретных мероприятий, о чем речь пойдет ниже. Представляется, что важнейшими условиями эффективности реализации любого из направлений региональной социально-экономической политики, являются выполнение следующих принципов: 1) профилактика социальных рисков и 2) активизация человеческих ресурсов. Отметим, что тема профилактики социальных рисков на данный момент требует дальнейшей научной проработки, поскольку именно профилактика, как показывает практика, является наименее затратной, а, следовательно, и наиболее результативной методикой. В любом направлении региональной социально-экономической политики можно выделить следующие составляющие: 1. Идеологическая: разработка и проведение в жизнь установок социума (через создание социальных теорий и разработку на их базе идеологии того или иного направления социально-экономической политики); 2. Экономическое: согласование интересов социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере экономики (создание и перераспределение прибавочного продукта); 3. Социальное: снижение социальных рисков и социального напряжения в обществе (через систему предупредительных мер, как правило, реализуемых в виде целевых национальных или региональных программ); 4. Гражданско-правовое: развитие законодательных механизмов обратной связи между системой, реализующей социально-экономическую политику и адресатами этой политики (общественные организации или политические партии, а также другие социальные институты, влияющие на процесс принятия решений). Оценка эффективности социально-экономической политики может проводиться исходя из оценки эффективности каждой из ее составляющих. Очевидно, что эффективность одной составляющей может быть полностью сведена на нет абсолютной неэффективностью другой. Например, отсутствие эффективных гражданско-правовых механизмов социально-экономической политики может существенно затормозить или вообще прекратить развитие тех или иных институтов ее реализации. 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz