Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

р.р.Варзины, Кульйок и Дроздовка это деление диахронное, означающее год через три. Остается неясным, возможно ли распространить принцип диахронности на все остальные угодья, находящиеся в личном совладении с фиксированной долей на локальном уровне. Вряд ли можно говорить в этом смысле об озерах Имандра и Умба, так как владение ими было не совместное, а по разным частям. Отдельно следует упомянуть личное владение представителей одного сиййта угодьями другого сиййта. При этом, как правило, есть группы сиййтов, члены которых участвуют в промыслах одного ареала. Особенно выделяются участие представителей Колдонского, Ловозерского, Вороненского и Семиостровского сиййтов в доле владения, а значит, и выплат на угодьях этого ареала. То же относится к Нотозерскому и Соньялскому сиййтам. Есть примеры подобного участия и представителей других сиййтов, но они не носят столь обычный характер. В таких ситуациях владение обосновывается тем, что они являются «вотчинами» или собственностью «исстари». Наследование Из документов, проливающих свет на принципы наследования, видно, что в общинах наследовались не угодья, а имущество. Это проявляется в обязательстве, что в случае смерти заемщика долги его будет выплачивать тот, кто "примет на себя живот" [СМИКП: 72]. Однако при выделении групп владельцев внутри общины появляется и коллективное наследование общих угодий. Например, Орловский берег продавался в два этапа [СМИКП. С. 42-43, 51-52]. В группы продавцов входили люди, не связанные патрилинейным родством, но между людьми из разных групп такая связь прослеживается. О существовании системы наследования можно заключить по формулам "чем отец мой владел", "чем дед мой владел". Примером являются почти все акты и ссылки на акты муномашских, соньяльских, нотозерских и мотовских саами. В качестве владелиц угодий среди саами выступают и женщины. Это было характерно для Нотозерских, Соньяльских и Муномашских лопарей. Женщина могла выступать как собственница сама [Харузин 1890: 440], с братом [Харузин 1890: 419, 435] и с сыновьями [СМИКП: 97; Харузин 1890: 398, 444]. Она являлась собственницей своего приданого, переданного её отцом. Распоряжаться приданым мог и муж, но совместно с ней [СМИКП: 41, Харузин 1890: 436]. Характерно, что его имя могло звучать, например, как "Кирилко Андреев, лопин Муномашский, Никифоров зять" [СМИКП: 40-41]. Подобные факты во многом объясняют причины участия членов одного сиййта во владении угодьями, относящимися к другому сиййту. Это - право на владения по материнской линии. Интерпретации Подводя итоги, можно сказать, что разные коллективы кольских саами реагировали на внешние вызовы, связанные с обретением части угодий специфического статуса, особо ценных, облагаемых налогами и вызывающих интерес у промышленников. 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz