Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

Совершенно естественно, что они стали проявлять интерес к этим ценным угодьям, и для них затраты, связанные с налогами, окупались интенсивным промыслом на них. В результате действия этих двух факторов сложились три экономические стратегии саами XVII в. Комплексное хозяйство саами основывалось на различных видах хозяйственной деятельности. Это были охота на дикого оленя и на пушного зверя, охота на морского зверя, рыболовство, не связанное с облагаемыми угодьями (на внутренних водоемах и в море). Все это, кроме обеспечения собственных нужд, давало товар, который можно было выставить на рынок. Таким образом, саами могли принять решение отказаться от облагаемых угодий. Самый простой вариант, который, очевидно, был навязан людям, состоял в полном отказе от ценных угодий, их продаже. Мы видим на карте те места, где данная стратегия была выбрана жителями. На западе уезда крупными покупателями этих угодий были сначала Петровский, затем Печенгский монастыри. Другой, более щадящей, была практика сдачи своих угодий в аренду. Терские саами, судя по всему, стали выбирать эту экономическую стратегию еще до того, как сложилась система налогообложения угодий. Порой сдача угодий в аренду приводила к конфликтам между арендаторами и арендодателями, связанным с вопросом о выполнении повинностей. Весьма ценные семужьи реки на востоке полуострова привлекали внимание различных промышленников, и потому терские саами легко сдавали в аренду эти угодья. Однако, в середине XVII в. аренды аккумулировали у себя монастыри, основанные патриархом Никоном - Воскресенский Ново-иерусалимский на Истре и Крестный Кий-островский в Онежской губе. Затем, по царскому решению, арендодатели - саами оказались крепостными монастырей. Они продолжали получать некоторую компенсацию за пользование реками, а монастыри платили за них подати. В 1667 г. патриарх Никон был низвержен, а владения его монастырей были переданы в Патриарший дом. Таким образом, и сиййты саами стали патриаршими. Именно так они были записаны в переписной книге 1678/1679 г. С уходом Воскресенского монастыря саами опять начали сдавать свои реки в аренду. В 1675 г. Алексей Михайлович начал благоволить Воскресенскому монастырю и решил вернуть ему многочисленные угодья. Для того, чтобы выяснить ситуацию с использованием семужьих рек на востоке Кольского уезда, из Колы был послан стрелецкий сотник. Доехав до Йоканьги, он дальше подвод не получил, и саами «про Еконгу реку и про Еконской погост хто ими владеет, того не сказали. А сказали старец, де, которой прислан от патриарха в Поной для рыбного промыслу, подвод вам давать не велит...» [РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 446. Лл. 12-17]. Разумеется, никаких старцев там не было, а саами продолжали сдавать реки. Ситуация сохранялась до 1704 г., когда реки были переданы в аренду самим государством. В 1727 государственный тайный Совет издал указ о прекращении сдачи этих рек в аренду. В 1729 г. Крестный монастырь вспомнил о том, что ему были возвращены эти реки, и решил организовать на них свои промыслы. Игумен добился такого решения правительства и послал своего представителя с грамотой на Поной. В это время на Поное появился Михайло Яковлев Панфилов, который организовал поездки в Москву и в Петербург для отстаивания прав на реки, чтобы потом продать их ему. Посыльщики доказывали в инстанциях свое право на эти реки. Так началось судебное разбирательство, которое попеременно шло в Москве и 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz