Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

коренные жители составляли не менее четверти населения, то к концу 1980-х гг. это соотношение сохранилось только в Корякском АО. Наименьшая доля коренного населения была зафиксирована в Ханты-Мансийском (1,6%), Ямало-ненецком (6%) и Чукотском (9,8%) округах. От 1,3 до 4% всего населения народы Севера составляли в Хабаровском крае, Якутии, Тюменской, Камчатской и Магаданской областях и менее 1% - в остальных краях и областях [Соколова, 1995 б: 269-270]. В отношении традиционных культур это годы забвения. Еще в конце 1960-х гг. во всех школах, расположенных в местах компактного проживания коренных народов, прекратился процесс обучения на родных языках. Развитие русского языка как средства межнационального общения имело важное значение для обеспечения доступа к достижениям мировой цивилизации, но привело к утрате многих языков малых народов. В 1989 г. свой национальный язык считали родным среди ненцев - 77,7%, среди хантов - 60,8%, среди манси - 36,7%, среди селькупов - 47,7% населения [Соколова, 1995 а: 18]. В это время осуждались многие традиции, обряды, верования. Образ жизни у народов окончательно изменился и мало чем стал отличаться от образа жизни русских людей. Ушли в прошлое колорит и привлекательность национальных селений, одежды, обрядов. Характерным для многих народов становится трансформация традиционных праздников по пути слияния их с общесоветскими или даже интернациональными, а также объединение в одном празднике нескольких, в прошлом самостоятельных [Тураев, 1984]. Характерно, что общественным мнением эти процессы оценивались как положительные. Вытеснение национальных «пережитков» считалось обязательным условием в деле формирования человека социалистического мировоззрения. Перестройка (1985-1991 гг.) Наиболее значимым результатом Перестройки, изменившей в первую очередь идеологический и политический векторы развития страны, для коренных народов Севера России явилось формирование в стране условий, обеспечивших пробуждение их национального самосознания. Повсеместно на территориях проживания коренных народов активно создаются общественные объединения, учебные и культурные центры, ассоциации и профессиональные союзы (оленеводов, зверобоев и т.д.). Особенно активно развитие национальных движений проходит в конце 1980-х гг., когда по всей стране начинают создаваться народные фронты, движения, политические партии. В марте 1990 г. в Москве состоялся I съезд КМНС, на котором впервые представители народов Севера России заявили о своих требованиях, направленных на обеспечение доступа к землям предков и природным ресурсам. На съезде была создана Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (RAIPON). В нее вошли 30 региональных этнических ассоциаций, организованных по территориальному и территориально-этническому принципу, некоторые из них уже были созданы на момент проведения съезда: в Корякском автономном округе, в Камчатской, Магаданской, Сахалинской, Амурской областях, Хабаровском крае. После проведения съезда ассоциации коренных народов активно создаются в республике Саха (Якутия), Чукотском автономном округе, Приморском крае. Формируются объединения: отделение инуитской циркумполярной 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz