Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))
Политика советского государства в отношении коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока - политика абсолютного патернализма, что в условиях социалистического планового хозяйствования было оправдано и имело свои положительные стороны. Фактически регулирование положения коренных народов было сведено к мерам по поддержке оленеводства, которое в эти годы было устойчивым и рентабельным благодаря тому, что государство уделяло ему большое внимание. Рентабельность обеспечивалась высокими закупочными ценами на мясо оленя. Оленеводческие хозяйства получали существенную финансовую поддержку и были обеспечены техникой. Бригады в работе повсеместно использовали вездеходы, мотонарты, радиостанции и т.д. Не редким было использование вертолетов. В начале 1970-х гг. поголовье домашних оленей в России достигло своего максимума - 2,4 млн. голов [Клоков, 2006]. Малые народы были окончательно вовлечены в хозяйственный оборот страны. В начале 1980-х гг. 84% трудоспособного населения из числа КМНС было занято в общественном производстве. Основной сферой занятости коренных народов является сельское хозяйство, преимущественно оленеводство. При этом в отношении всех народов Севера отмечается тенденция увеличения доли работников умственного и механизированного труда в структуре занятости. Это соответствует общей тенденции распределения занятости в стране в целом, хотя и значительно отстает по темпам [Бойко, 1987]. Оленеводы в советский период были высоко оплачиваемой категорией населения, а система централизованной поставки продуктов и товаров народного потребления позволяла создать в отдаленных населенных пунктах свои относительные преимущества жизни. В этот период создается социальная инфраструктура в поселениях и формируется система льгот для представителей коренных народов. Однако, Постановлением СМ РСФСР № 126 (1980 г.) были специально выделены районы компактного проживания народов Севера. Таким образом, территориально было сужено распространение льгот для коренных народов, а в системе статистических наблюдений перестали учитываться представители коренных народов, проживающих в городах. Общее улучшение материального положения обеспечило увеличение численности народов Севера, которая к концу 1970-х гг. выросла почти на 20% по отношению к данным переписи 1959 г. [Соколова, 1995 б:267]. Заметим, что это составило немногим более 140000 чел., т.е. сопоставимо с численностью 1926 г. В масштабах страны коренные народы продолжают занимать периферийное социально-экономическое положение. Ситуация усугубляется тем, что с конца 1960-х гг. начинается новая волна интенсивного промышленного освоения территорий Севера, Сибири и Дальнего Востока, а установка на неисчерпаемость природных богатств этих территорий и использование преимущественно неместных трудовых ресурсов приводит к тому, что по всему Северу освоение ведется варварскими по отношению к природе методами. В этот период происходит очередное масштабное переселение на Север жителей из других регионов страны. Перепись 1989 г. выявила значительное уменьшение доли коренных народов в общей численности населения северных регионов. Если в 1959 г. в подавляющем большинстве национальных округов Развитой социализм (1970-1980-е гг.) 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz