Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

«добрые времена» [Дорогой надежд, 2009: 43-44]. И это объяснимо. Жизнь в колхозах после войны постепенно стабилизировалась, материальное положение людей улучшалось. Колхозы, созданные в 1930-е гг., были в основном небольшими, располагались, как правило, на территориях традиционного проживания коренных народов, что позволяло в целом сохранять вековую систему расселения, их экономическая специализация, как правило, соответствовала традиционному хозяйственному укладу. Коренные народы находились в этот период на периферии и социально-экономического развития, и активной государственной политики, что в контексте последующих событий оценивается как благополучная ситуация. Переселения (конец 1950-х - 1960-е гг.) С 1957 г. народы Севера вновь стали объектом пристального внимания Государства. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 300 «О мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры народностей Севера» открыло новый период. Объявляется курс на интенсификацию сельского хозяйства. Мелкие национальные хозяйства коренных народов Севера были признаны нерентабельными. В качестве перспективного направления их развития предлагалось укрупнение (объединение) колхозов и их огосударствление (преобразование в совхозы и госхозяйства). При этом упор делался на продуктивное животноводство, то есть рыболовецкие и охотничьи артели практически ликвидировались, вновь создаваемым предприятиям предписывалось развивать крупностадное оленеводство, что во многих районах было труднореализуемо, а также сопутствующие виды деятельности: молочное животноводство, полеводство, звероводство и т.д. при отсутствии материально-технических условий, кормовой базы и кадров. Процессы преобразования предприятий сопровождались ликвидацией мелких удаленных поселений и массовыми переселениями коренных народов в более крупные населенные пункты. При этом на новых местах переселенцы сталкивались с многочисленными проблемами: нехваткой рабочих мест и жилья, изменением социального статуса, языковыми трудностями. Недоступными становились многие родовые угодья, промысел на которых традиционно играл существенную роль в экономике домохозяйств народов Севера. Одновременно с этим началась активная борьба с кочеванием. Семьям и родам, веками кочевавшим на исконных территориях, теперь предписывалось постоянно проживать на новых местах, а работы в оленеводстве переводились на вахтовый метод. Активно внедряется интернатская форма обучения детей. Целые поколения представителей коренных народов Севера были воспитаны в интернатах. Вредными пережитками были объявлены традиционные обряды и обычаи. В настоящее время научное сообщество как в России, так и за рубежом, демонстрирует, пожалуй, беспрецедентное единодушие в оценках событий тех лет, признавая, что непродуманные меры проведения форсированной сплошной коллективизации положили начало, а переселения 1960-х гг. окончательно завершили разрушение основных традиционных институтов коренных народов Севера России: традиционного хозяйственного комплекса, семейно­ родственных связей, традиционных систем расселения и жизнеобеспечения, привели к утрате культурных особенностей народов [Вахтин, 1993; Гуцол и др., 2007; Дорогой н адеж д ., 2009; Лукьянченко, 1999; Робинсон и др., 2000; Руотсала, 2003; Север, 2005]. 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz