Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))
А.Скачко [Скачко, 1934:59]. На практике в районах Крайнего Севера организовывались кочевые школы, кочевые культурно-просветительские учреждения - «красные чумы». Основной формой оказания медицинской помощи коренному населению стали разъездные врачебные отряды. Установление патерналистских отношений (1930-е гг.) Переломным моментом в жизни народов Севера явилось создание национальных округов, определенных Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера» от 10 декабря 1930 г. Районирование было необходимо для успешного внедрения социалистических принципов управления. «Первая пятилетка прошла на Крайнем Севере без плана, наши знания о Севере, об его естественных богатствах, о характере и направлениях хозяйства его народов были слишком недостаточными для того, чтобы строить какие-либо планы их развития. Ко второй пятилетке Крайний Север подошел уже с организованным по национальному признаку населением, с разграниченной территорией, и эти условия создали необходимые предпосылки для разработки плана социалистической реконструкции северного хозяйства» - говорилось в работах Комитета содействия малым народностям Севера [Скачко, 1934: 50]. Но был и очень важный политический аспект в этом вопросе. В ноябре 1932 г. торжественно отмечалось 15-летие с начала реализации ленинской национальной политики, и национальное районирование на Севере, проведение которого к этому моменту было спешно завершено, преподносилось как «еще одно наиболее яркое и блестящее доказательство ее <данной политики> жизнетворности: самые отсталые народы Союза - малые народы Севера - превратились из неоформленных и рассеянных племенных групп в связные национальные организмы...» [Скачко, 1934: 49]. Границы округов при этом определялись в спешке, без согласования с коренным населением. Главным критерием была значительная доля представителей того или иного северного народа среди проживающих на территории. В результате было организовано 9 национальных округов и 16 самостоятельных национальных районов, при этом жестко ограничены территории проживания коренных народов. Национальное самоуправление в виде родовых советов было упразднено. Таким образом, были установлены патерналистские отношения государства по отношению к коренному населению по принципу «старший брат - младшему» [Зайдфудим и др., 2003]. Главными направлениями развития Севера в этот период становятся разработка ресурсов, промышленное и транспортное освоение. В отношении коренных народов выдвигаются задачи вовлечения их в социалистическое строительство и культурный подъем. Результаты социально-культурного развития народов Севера в 1930-е гг. хорошо известны. Прежде всего, это был период активной борьбы с неграмотностью и формирования интеллигенции из числа народов Севера. По данным Комитета содействия малым народностям Севера до 1917 г. народы Севера России были абсолютно неграмотны. К середине 1930-х гг. было создано 260 туземных школ. Охват детей школьного возраста обучением колебался от 8% (Ямальский округ) до 62% (Ненецкий округ), доходя в среднем до 50%. Охват ликбезом взрослого населения колебался от 10 до 50%. Важнейшее значение имело создание письменностей на 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz