Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))
• Положение об уполномоченных по делам национальных меньшинств (Утверждено постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 29 апреля 1929 г.); • Положение о первоначальном земельноводном устройстве трудового промыслового и земледельческого населения северных окраин РСФСР (Утверждено постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 сентября 1930 г.). В 1926 г. была проведена Приполярная перепись населения, согласно которой в России на тот момент проживало 25 народностей и племен народов Севера, общей численностью немногим более 140 000 чел. [Скачко, 1934: 75]. Следует заметить, что на первом этапе социалистических преобразований был реализован целый ряд практических мер, направленных на улучшение положения народов Севера. В частности, они были освобождены от воинской и трудовой повинностей, а также «от уплаты прямых налогов и сборов в полном своем составе, независимо от хозяйственной мощности отдельных родов и семей» (из Постановления II-го расширенного пленума Комитета Севера от 12 мая 1925 г.) [Скачко, 1934: 11]. В это же время в северных районах появляется кооперация. На первых этапах это были потребительские кооперативы, то есть население получало кредиты в обмен на продукцию: пушнину, рыбу, оленину и т.д. В дальнейшем основной формой производственной кооперации стали простейшие производственные объединения оленеводов, охотников, рыболовов, которые создавались по типу товариществ по совместному выпасу оленей, лову рыбы и т.д. Характерно, что в документах того периода по развитию районов Крайнего Севера учитывалась вековые традиции коренных народов, исключение составляет передача судебных функций органам местного самоуправления. Тем самым важнейший институт коренных народов - традиционное право был признан не легитимным. В целом же на данном этапе советская власть признавала необходимость освоения Севера с учетом интересов северных народов и при их непосредственном участии. При организации первых кооперативов не предусматривалось обобществление имущества, первые органы управления народами Севера формировались по родовому принципу, а предлагаемое земельноводное устройство не нарушало системы расселения и хозяйствования, наоборот было направлено на закрепление за коренными народами исконных территорий. В предложениях ВЦИК к «Положению о первоначальном земельноводном устройстве» говорилось: «Обеспечить действенную охрану экономических интересов малых народов Севера, особенно в отношении закрепления за ними в трудовое пользование необходимых для ведения их хозяйств угодий, ... допускать вселение пришлого населения и отводы территорий хозяйственным организациям только при условии предварительных землеводоотводов местному населению, обеспечивающих развитие их хозяйства. Строго следить и решительно пресекать всякие нарушения со стороны переселенцев, хозяйственных организаций и всех административных органов прав пользования местным населением на уже отведенные ему угодья по первоначальному землеводоустройству...» [Скачко, 1934: 45]. На этом этапе освоения Севера учитывалась и необходимость кочевания коренных народов. «Для всякого грамотного марксиста ясно, что кочевой или оседлый тип хозяйствования зависит от содержания хозяйства той или иной народности Севера или той или иной группы хозяйств внутри одной и той же народности», - писал член Комитета содействия малым народностям Севера 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz