Труды КНЦ вып.2 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып.1 2/2010(2))

пушниной (ясак), правительство российского государства не вмешивалось во внутреннюю жизнь и систему самоорганизации "ясачных инородцев". Ситуация начала меняться в первой половине XVIII в. Начало активного освоения северных территорий сопровождалось значительными потоками прибывающих колонистов и миссионеров. В это время происходит переход с системы натурального налогообложения на денежную, в Сибири распространяются нормы крепостного права, коренные жители закрепляются за определенными родами и т.д. В конечном счете, эти изменения в национальной политике по отношению к народам Севера привели к сокращению их численности и обнищанию. Для изменения ситуации требовалось формирование новой государственной политики в отношении северных народов. Ее принципы были сформулированы выдающимся деятелем русского Просвещения М.М. Сперанским. После четырехлетнего изучения положения дел в качестве генерал- губернатора Сибири М.М. Сперанским в 1822 г. был представлен проект "Устава об управлении инородцами". В Уставе впервые проблемы выживания аборигенов были соотнесены с вопросами сохранения их среды обитания. За аборигенами закреплялись традиционные территории их расселения, традиционные формы самоуправления и организации хозяйственной деятельности, пришлому населению запрещалось селиться на землях аборигенов и заниматься там теми же промыслами. В документе впервые был закреплен принцип дифференцированного подхода к правам и обязанностям народов с различным уровнем социально-экономического развития. Аборигены освобождались от воинской обязанности и уплаты большинства налогов, им предоставлялась свобода вероисповедания, предусматривались меры, предотвращающие долговую зависимость аборигенов от пришлых и т.д. [Статус, 1999: 8-26]. М.М.Сперанским была создана выдающаяся для своего времени система взаимоотношений государственной власти и коренных народов, учитывающая особенности их исторического, этнического, правового и экономического развития, а также специфических взаимоотношений с окружающей средой, отличающих их от остальных российских граждан. Многие положения данного документа соответствуют современным международным принципам, которые сформировались в мировой практике значительно позже. На фоне общего экономического роста в стране предпринятые меры обеспечили во второй половине XIX в. повышение уровня жизни коренного населения и их общей численности. Так, например, в своих работах А. Максимов, рассматривая регион, охватывающий северную часть современной Республики Коми и Ненецкий АО, показывает, что в этот период развитие общин коренных народов и, в частности, оленеводства обеспечило значительный социально-экономический и культурный подъем на всей рассматриваемой территории [Север, 2005, с.135-136]. В XX в. ситуация кардинально изменилась. Направления и меры государственного регулирования положения коренных народов Севера в Советской России определялись, с одной стороны, приоритетами освоения ресурсов, сосредоточенных на северных территориях, необходимостью становления и развития продуктивного сельского хозяйства, а с другой стороны, принципами ленинской национальной политики. Следует заметить, что на начальном этапе своего формирования советское государство строило отношения с народами Севера с учетом особенностей их жизни и хозяйствования. В дальнейшем менялся характер государственной политики, 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz