Труды КНЦ вып.1 (ЭНЕРГЕТИКА вып.1 1/2010(1))

В зависимости от вида топлива, заменяющего в разумных (экономически обоснованных) объемах мазут, можно рассматривать два возможных варианта сводных ТЭБ области, отличающихся структурами приходной части их топливных балансов, а именно: «газовый» и «угольный». Г а з о в ы й в а р и а н т характеризуется высоким уровнем в балансе топлива природного газа, ограниченным сверху допустимой квотой его потребления для территории, предусматривает замену мазута на котельных и, где это возможно, в промышленном производстве, а так же реализацию проекта Мурманской ТЭЦ-2 с парогазовым оборудованием и перевод трех новых угольных котельных в гг. Мончегорск и Заполярный и п.Никель на газ. Возможность такого решения учитывалась при технико-экономическом обосновании строительства этих теплоисточников. Для у г о л ь н о г о в а р и а н т а характерным является высокая доля угля в топливном балансе области, обусловленная реализацией проектов Мурманской ТЭЦ-2 и трех упомянутых котельных, как и планировалось ранее, на угольном топливе. Сформированный укрупненный сводный топливно-энергетический баланс региона на 2025 г. представлен в табл.10. В ней данные для «угольного» варианта приведены в числителе, для «газового» - в знаменателе. Анализ этих данных свидетельствует о том, что Мурманская область остается дефицитной по первичным топливным ресурсам. Однако характер их ввоза несколько изменится. Так природный газ в область будет поступать по ответвлениям от магистрального газопровода Териберка-Волхов. Значительная часть потребности в жидком топливе (нефтепродуктах) будет обеспечиваться за счет работы НПЗ на территории области, нефтяное сырье для которого будет поставляться морем. Вывоз энергетических ресурсов в виде электроэнергии может быть расширен за счет использования в области НВИЭ. Построенные на данных таблицы диаграммы (рис.2) свидетельствуют о том, что структура топливопотребления для «угольного» варианта достаточно диверсифицирована. В свою очередь структура топливопотребления для «газового» варианта отличается монопольным преобладанием одного вида топлива - природного газа, что может сказаться на энергетической безопасности региона. Если учесть, что пятая часть газа (900 тыс. т.у.т.) израсходована на собственные нужды завода по сжижению природного газа на ПГУ, в общем объеме потребляемых топливных ресурсов для внутренних нужд области доля природного газа снизится до 54%, т.е. преобладающий монопольный характер этого вида топлива сохранится. Поэтому полагаем, что наиболее вероятным вариантом структуры приходной части топливного баланса будет некий промежуточный вариант, лежащий в границах очерченных «угольным» и «газовым» вариантами. Его уточнение будет итогом - обобщением результатов решения конкретных экономически обоснованных задач энерго- и топливоснабжения, в том числе, связанных с газификацией области. В целом за 2007-2025 гг. рост потребления первичных энергетических ресурсов может составить 66% при ожидаемом росте ВРП в 3,5 раза, как предусмотрено в инновационном сценарии Стратегии. Представляет интерес сопоставление воздействия рассмотренного варианта ТЭБ на изменение энергоемкости ВРП области и влияния реализации ЭС-2030 на динамику энергоемкости ВВП страны в целом (табл.11). 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz