Труды КНЦ вып.1 (ЭНЕРГЕТИКА вып.1 1/2010(1))

излишней запроектированной мощности, в процессе выхода объекта на фактическую нагрузку, ее можно не вводить и передать на другие объекты. Пример схемы СЭ промышленного предприятия с двумя раздельно работающими секциями сборных шин на ГПП и с двумя ЗСЭ 0,4 кВ, подключенной к этим секциям, показан на рис.5. Нагрузка 0,4 кВ распределяется от ШМА, образующих кольцевую сеть, и частично от шин КТП. Подключение ЗСЭ к ГПП может быть выполнено, как показано на рис.5, одним многоамперным или несколькими кабелями. В цепях ШМА используется только один автомат АШ. Потребители I категории, которые обычно составляют небольшую долю нагрузки, подключены к отдельному РП, имеющему питание от двух различных ЗСЭ. В ЗСЭ точкой с наибольшим ожидаемым током КЗ являются шины 0,4 кВ КТП. При раздельной работе трансформаторов расчетные токи при максимально ожидаемой мощности КЗ на шинах 6-10 кВ So = 500 М ВА не превышают 16, 25, 38 кА соответственно для КТП с трансформаторами мощностью 630, 1000 и 1600 кВА . В ЗСЭ за счет подпитки точки КЗ через шинопроводы от соседних КТП расчетные токи увеличиваются. Их предельные значения для КТП указанных типов могут быть приняты на уровне 100 кА для ударного тока, что соответствует предельно допустимому значению для ошиновки КТП и приемлемо для применяемой коммутационной аппаратуры 0,4 кВ. При расчете КЗ в сети 0,4 кВ, как известно, необходим учет всех активных и реактивных сопротивлений цепи КЗ, включая сопротивления контактных соединений, катушек автоматов. Следует также обратить внимание на то, что неучет сопротивлений системы X C= иНОМ/SK3 при ожидаемом уровне ударного тока КЗ порядка 1у = 100 кА приводит к завышению тока на 7 и 18 % при So = 500 и 200 МВ-А соответственно. В ЗСЭ с трансформаторами SxНоМ = 630^1600 кВ А следует использовать шинопроводы типа ШМА-4 на номинальный ток 1250 и 1600 А. Их погонные параметры составляют соответственно Z = (0,034 +j-0,016) мОм/м и Z = (0,015 + j-0,026) мОм/м. Существенно большие погонные сопротивления имеют применяемые в сетях 0,4 кВ на отдельных участках со сложным профилем трассы одножильные многоамперные кабели. В сетях 0,4 кВ значительное влияние на токи КЗ оказывает электрическая дуга, вносящая в цепь КЗ активное сопротивление. В упомянутых выше "Рекомендациях" по проектированию ЗСЭ предложена методика учета дуги путем введения в цепь КЗ эквивалентного фазного напряжения дуги и д= 50 В. Векторное уравнение для контура КЗ (рис.6а) с учетом совпадения фаз векторов и ди 1димеет вид U = Ид + 1дТ кз + j'^ 'X o . (1) Его численное решение относительно тока 1дцелесообразно представить 1д= Кд-1мет, (2) где 1мет = U/ZКЗ - известное решение для металлического КЗ, К д- коэффициент, зависящий от фазного угла сопротивления контура КЗ фКЗ = arctg хКЗ/ гКЗ - рис.6б. Наибольший эффект учета дуги достигается при преобладании в контуре КЗ активного сопротивления. При реальных для ЗСЭ параметрах сетей (фКЗ = 50-70°) имеем согласно (2) снижение тока металлического КЗ на 10-15%. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz