Труды КНЦ вып.1 (ЭНЕРГЕТИКА вып.1 1/2010(1))

более высокий уровень ограничения токов КЗ, следует учитывать возможность снижения затрат на коммутационную аппаратуру. На ГПП могут быть установлены один или два трансформатора, причем в последнем случае они для повышения надежности электроснабжения обычно подключаются к шинам ВН, получающим питание от различных частей энергосистемы. Допустимость параллельной работы секций сборных шин различных трансформаторов должна рассматриваться и согласовываться с энергосистемой в каждом конкретном случае, поскольку при этом могут возникнуть нежелательные уравнительные токи через трансформаторы, нарушения функционирования устройств релейной защиты и автоматики. При параллельной работе двух секций сборных шин, подключенных к обмоткам отдельного трансформатора непосредственно или через сдвоенный реактор, таких проблем не возникает. На рис.1 приведена схема понизительной двухтрансформаторной подстанции с четырьмя секциями сборных шин и двумя ТОУ, установленными для соединения на параллельную работу расщепленных обмоток отдельных трансформаторов. Показаны связи между секциями шин различных трансформаторов с нормально разомкнутыми выключателями, которые включаются при потере питания одного из трансформаторов. Подключение ТОУ непосредственно на шины обмоток низкого напряжения трансформатора до вводных выключателей секций обеспечивает нормальное функционирование схемы после отключения одной из секций сборных шин. Требуемая проходная мощность ТОУ может быть оценена по максимально возможному перетоку через цепь с ТОУ при небалансе нагрузок секций. При одинаковых нагрузках ток 1ТОУ = 0. При отличающихся нагрузках переток равен 1ТОУ= (I1- I2) , и он максимален при наибольшей возможной нагрузке одной секции и нулевой на другой: 1тоУрасч = 0,5-1Секцmax. Считая в послеаварийном режиме при отказе одного из трансформаторов и срабатывании АВР возможной достаточно длительную 40%-ю перегрузку трансформатора (Iт = 1,4-1ном) можно принять 1секцmax =0,7 Iт ном и ^ тоуном = 0,35-S тном . Без учета перегрузки ТОУ в послеаварийном режиме достаточно иметь SToy НОМ= 0,25'STНОМ. В схеме рис.1 уровни токов КЗ зависят от токоограничивающих характеристик ТОУ [1]. Если применяются ТОУ, обеспечивающие быстрый разрыв цепи после возникновения аварии, например, тиристорный выключатель с блоком искусственной коммутации (ТВ с ИК), реакторно-тиристорные устройства (РТУ), то токи, отключаемые выключателями аварийной секции, соответствуют раздельной работе секций. Ударные значения токов КЗ могут превышать их значения при раздельной работе. Это зависит от того, как суммируются токи, текущие от трансформатора, двигательной нагрузки (если она имеется) и ТОУ. Система АВР --------- □ — Рис.1. Двухтрансфор­ маторная подстан­ ция с параллельной работой через ТОУ расщепленных обмо­ ток трансформатора 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz