Тиетта. 2017, N 2 (40).

Творческая галерея / Art gallery л 5 м Слева: прижизненные издания К.Э. Циолковского. Справа: автограф Г.А. Тихова на книге: Основные труды. Т. IV. Астроботаника и астрофизика. Алма-Ата, 1959. Полимусейон философичен. Это ещё одна вариация на тему Axis mundi - Мировой оси, устремляющей человека в космос. Аналогий мас­ са: от ступенчатых зиккуратов Двуречья - до Дре­ ва Жизни Эрнста Неизвестного. Культура восхо­ дит по неуклонной вертикали. Её энтелехия - вы­ сота: поднебесное - занебесное - надмирное. По­ рыв в космос - и далее, за его пределы, в транс­ цендентную область: дабы сохранить этот им­ пульс - более того, реально или символически его усилить - культура создаёт формы, неотмени­ мо влекущиеся ввысь. Это вежи и звонницы. Это обелиски и колонны. Это готика Западной Евро­ пы - и шатры Русского Севера. Мы нашли своё ре­ шение ключевой для человечества темы. Горные пики - световые столбы - вихри и смерчи: нежи­ вая природа смело намечает отвесы, как бы связу­ ющие по прямой - в прозорливом расчёте на че­ ловека - землю и небо. Полимусейон нигде не от­ клоняется от этой вертикали. Дух растёт вверх. В этом он получает поддержку у кристаллов - рас­ тений - гейзеров. Струение пламени подсказыва­ ет ему верный вектор. Д.Н. Соболев писал: «Эво­ люция органических форм может рассматривать­ ся просто как органический рост» [1]. Полимусей­ он отражает идею роста - подъёма - победы над гравитацией. У П.А. Флоренского есть удачное вы­ ражение «растучесть духа». Именно это качество споспешествовало нашему выходу в космос. Небе­ са даны человеку на вырост. Наш рост не знает ни­ каких лимитаций. Космическая ракета строго параллельна Axis mundi. Полимусейон - да не покажется это стран­ ным, эпатажным - изоморфен ракете «Восток - 1», поднявшей в космос Юрия Гагарина. Разумеется, мы имеем в виду не натурали­ стическое, а сущностное сходство - в наших по­ строениях присутствует момент игры. Это эври- стично! И плодотворно. «Восток - 1» спроектиро­ ван так: 3 основных ступени - и 4 прилегающих к ним боковых двигателя. Полимусейону задана схожая структура. Вот конкретные соответствия: 1 ступень - Музей эстетики природы, 2 ступень - Музей Русского Севера, 3 ступень - Музей кос­ мического искусства им. Н.К. Рериха, 1 боковой двигатель - Космобиблион (уникальное собрание профильной литературы), 2 боковой двигатель - Институт марсианской эстетики (сугубо игровое учреждение, всерьёз разрабатывающее тему «Об­ раз Марса в культуре Земли»), 3 боковой двига­ тель - Музей Тамары Юфа. 4 боковой двигатель - Музей Франциско Инфантэ. Совершим экскур­ сию по Полимусейону. Сначала будем двигаться посолонь. Потом снизу вверх. Восток - 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz