Тиетта. 2017, N 2 (40).

творческая галерея / Art gallery Г таённую энергию! Пространство у мастера как бы струнное - колки можно подкручивать. Оно пол­ но внутренних натяжений и напряжений. Сило­ вые поля эйдосов нашли в нём свой сквозистый - прозрачный для нашего взгляда - субстрат. Лишь для поверхностного наблюдателя оно кажется пу­ стым. На самом деле у пространства наличествует строение. Очень красивое! Эту гистологию и вы­ являют работы В. Колейчука. 7. движ ени е Движенья нет, сказал мудрец брадатый. А. Пушкин Парменид косо смотрел на движение: оно возмущает Единое - вносит в него множествен­ ность. Потому - иллюзорно. Гераклит - наоборот - пафосно говорил: все течёт, все изменяется. Этот спор продолжился в веках. Он и сейчас актуален. Недавно в него вмешался В. Колейчук, предъявив свой решающий аргумент - удивительную «Гар­ монию сфер». Шедевр примирил Парменида и Гераклита. Сферы вращаются? Нет, это опти­ ческий эффект. А всё же вращаются! Можно за­ мерить скорость их кружения вокруг своих осей. В. Колейчук - классик русского кинетизма. В ран­ ние годы он был членом легендарной группы «Движение». Ребята играючи совершили одну из самых ярких революций в искусстве. Они пере­ вернули понятия о статике и динамике. Движе­ ние как таковое - самоценное и самодовлеющее движение - ритм, структура, энтелехия движения в его чистом виде: вот куда сместился фокус ху­ дожнических интересов - вот где искусство обре­ ло новую точку роста. Превращение - метаморфо­ за - трансформация: для кинетизма эти моменты - его язык, его поэтика. Физика осуществила реля­ тивизацию реального и виртуального. Выявила их парадоксальную амбивалентность! Кинетизм сде­ лал нечто подобное в эстетической сфере. Явное и мнимое - достоверное и блазнящееся - внеполож­ ное и психогенное: возможно их глубинное сра­ щение. Если хотите - интерференция. Или небы­ валый - подлинный, взаимопронизающий - сим­ биоз. На этом стыке творятся чудеса. Нарушают­ ся законы сохранения! Тут и только тут - на зако­ лебавшейся границе между «Я» и «Не-Я», и Фйогд - может заработать вечный двигатель. Ко­ нечно, не такой, каким он виделся наивной меха­ нике, а в нетривиальном - кинетическом - игро­ вом воплощении. В. Колейчуком создан не один perpetuum mobile. Какие условия были необходимы для этого? Ответ - вот: в кинетизме преодолён из­ вечный дуализм материи и сознания - объектив­ ного и субъективного - верифицируемого в опы­ те и воображаемого, примышленного. Кинетизм сделал восприятие фундирующим - онтологиче­ ски значимым - фактором. Это предвещает смену парадигмы - и познавательной, и художнической. Искусство здесь идёт впереди науки. Лавры кори­ фею русского кинетизма! колом ен ский сонет Коломна! Удивительное коло - Круг бытия! Тут в центре Колейчук. На мир взираем пасмурно и квёло? Но лира вдруг пробрезжила сквозь лук - И мир уже ответствует на соло Живой струны! Ах, кем отверзнут люк В ночной Аид? Чьё пенье обороло Невыносимость гибельных разлук? Орфей! Не от него ли эстафета Сегодня переходит к Вячеславу? Связь эта утвердилась неспроста. Овоид зазвучал на всю планету - И мы вошли в бессмертие по праву! Сбылась невероятная мечта. ЛинникЮ.В., д.ф.н., г. Петрозаводск ПОЛИМУСЕЙОИ (КОНЦЕПЦИЯ - СТРУКТУРА - ПЕРСПЕКТИВА) И ещё один текст д.ф.н. Ю.В. Линника, столь же удивляющий и вдохновляющий, заставляющий оста­ новиться и задуматься. Вот вы способны в одиночку создать не коллекцию, не просто Музей, а Полимусейон - несколько музеев, связанных в единое целое идеей красоты творений Природы и рук человеческих? Прочтите и подивитесь богатству Полимусейона, которого ... нет. Будем надеяться - пока нет. Мусейон, музей - от древнегреческого Polys - много. Poly^ouoelov - буквально - «мно- Mouoelov: так назывался культурный центр в го музеев». Полимусейон Юрия Линника - ком- Александрии, основанный в начале III в. до н. э. плекс из пяти музеев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz